Бортпроводники Lufthansa бастуют, пассажиры страдают
Аббревиатура UFO в переводе означает НЛО — неопознанный летающий объект. До последнего времени мало кто подозревал, что UFO — это еще и профсоюз бортпроводников. Его забастовка привела к хаосу в небе над Германией
Читать на полной версииНеразбериха в аэропорту, невыспавшиеся, нервные пассажиры. А на табло одна за другой возникают надписи: «Рейс отложен», «Рейс отменен». Бастуют бортпроводники немецкой авиакомпании Lufthansa. Точнее, члены профсоюза UFO.
Маленький профсоюз избрал самую коварную тактику: его руководство лишь за шесть часов объявляет, в каких аэропортах пройдет очередная стачка. Lufthansa не успевает оповестить пассажиров и подготовить чрезвычайные планы. Лидеры UFO прямо говорят, что хотят нанести компании максимальный финансовый ущерб.
Бортпроводники хотят 5% прибавки
По данным Lufthansa, в компании заняты 18 тысяч бортпроводников, по сведениям UFO — 19400. Их-то интересы и представляет этот маленький отраслевой профсоюз. Его руководство указывает, что стюарды и стюардессы уже пять лет не видели реальных прибавок к зарплате, и требует не менее 5%. Кроме того, профсоюз стремится сорвать планы авиакомпании привлекать к работе бортпроводников других фирм.
Lufthansa предлагает всего 3,5% прибавки, но требует ввести более гибкую рабочую неделю. Авиакомпания вынуждена вести ожесточенную борьбу с конкурентами. Ей срочно требуются новые лайнеры. Между тем цены на керосин растут. А курс евро по отношению к доллару падает. Но и керосин, и новые самолеты необходимо оплачивать в долларах. Экономить Lufthansa пытается в первую очередь за счет персонала.
13 месяцев длились тарифные переговоры. И вот результат — забастовка. В Германии о зарплатах и условиях труда договариваются между собой работодатели и их рабочие и служащие. Государство и политики не имеют права вмешиваться до тех пор, пока не затронуты национальные интересы. Одно из крайних, но вполне законных средств в таких конфликтах — забастовка.
Мал профсоюз, да дорог
Наибольших успехов в трудовых конфликтах в Германии в последние годы добивались малые узкопрофессиональные союзы. Казалось бы, есть такие гиганты, как Ver.di — профсоюз работников сферы услуг, или IG Metall, который представляет интересы работников металлообрабатывающей промышленности. В каждом из них более двух миллионов членов. Казалось бы, сила.
Но в этих гигантах представлены самые разные группы с разными интересами, объясняет сотрудник Института немецкой экономики в Кёльне Хаген Лёш (Hage Lösch). Например, у неквалифицированных работников сферы услуг мало возможностей оказать реальное давление на работодателей.
Иное дело — узкопрофессиональные объединения, например профсоюз машинистов локомотивов GDL, профсоюз пилотов Cockpit или профсоюз врачей Marburger Bund. «Малые профсоюзы целенаправленно отстаивают интересы одной группы. Их членов легче мобилизовать, потому что срабатывает профессиональная солидарность», — подчеркивает Лёш.
Транзитники спят на раскладушках в зале
Сильнее других страдают от трудового конфликта, конечно же, пассажиры. Хуже всего приходится транзитникам, у которых нет Шенгенской визы. Рейсы отменяют, а они не могут покинуть даже зал для транзитных пассажиров. Вот и приходится довольствоваться раскладушкой.
Выходит, профсоюз UFO сознательно обращается с пассажирами так жестко, чтобы нанести максимальный урон Lufthansa? Поскольку никто до последних шести часов не знает, в каком аэропорту пройдет очередная забастовка, пассажиры лишены возможности поменять билет на лайнер другой авиакомпании.
Эксперт в области гражданской авиации Корд Шелленберг (Cord Schellenberg) в интервью немецкому телеканалу ARD указывает: «Бортпроводники перенимают опыт других малых профсоюзов — пилотов, техников, диспетчеров, которые тоже борются только за свои интересы. Не настала ли пора всем им спросить себя: разумно ли каждые несколько месяцев устраивать отдельные забастовки, срывать график полетов и тем самым практически подталкивать пассажиров летать на самолетах не компании Lufthansa, а других авиалиний?»
Авторы: Оле Кемпер, Александр Варкентин
Редактор Вадим Шаталин