Шведский банк отказался от России
Банк «Свенска Хандельсбанкен» прекратил работу в России и добровольно ликвидировался. Это второй случай, когда материнские банки на стремятся продать свой бизнес в России, а просто уходят с рынка
Читать на полной версииБанк России пошел навстречу акционерам Swenska Handelsbanken и с 3 сентября аннулировал лицензию на осуществление банковских операций у дочерней структуры этого шведского банка в России. ЗАО «КБ «Свенска Хандельсбанкен» прекратило работу в нашей стране, так как, по сути, активным бизнесом это подразделение не занималось и последний год было убыточным.
Приказ о прекращении действия лицензии был выпущен в понедельник, 3 сентября. Об этом сообщил департамент внешних и общественных связей Центробанка. Лицензия была аннулирована на основании ст. 23 закона «О банках и банковской деятельности» в связи с решением уполномоченного органа кредитной организации о прекращении деятельности в порядке ликвидации согласно ст. 61 Гражданского кодекса и направлением в Центробанк соответствующего ходатайства.
«Исходя из представленных банком данных, кредитная организация располагает достаточным имуществом для удовлетворения требований кредиторов», — отмечается в сообщении ЦБ. В банке назначена ликвидационная комиссия.
ЗАО «КБ «Свенска Хандельсбанкен» — 100-процентная «дочка» шведского банка Svenska Handelsbanken AB. Кредитная организация зарегистрирована в 2005 году для обслуживания скандинавских компаний, вышедших на российский рынок. С частными лицами не работала.
Банк «Свенска Хандельсбанкен» проводил очень ограниченный круг операций в России, фактически он обслуживал тех клиентов материнского банка, которые имели бизнес в нашей стране, отмечает президент Нордеа-банка Игорь Буланцев. При этом сам Swenska Handelsbanken — это очень хорошая, крепкая финансовая организация, хотя и не очень большая, говорит Буланцев. Скандинавским банкам свойственная консервативная политика, поэтому и на рынок другой страны они входят постепенно. Но в отношении «Свенска Хандельсбанкен» можно сказать, что он никогда на рынок России, по сути, и не выходил, так как не работал ни с физическими лицами, ни со сторонними клиентами-юридическими лицами. Поэтому, считает Буланцев, банк вообще мог бы ограничиться открытием в России представительства.
Добровольная сдача лицензии «Свенска Хандельсбанкен» — очередной этап исхода иностранных банков из России, полагает начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий. Он отмечает, что это второй после нидерландского Rabobanka случай, когда дочка западного банка сдает лицензии, а не переходит к новому владельцу. По словам аналитика, отказ от работы в России связан как с непривлекательным инвестиционным климатом в стране, так и с еврокризизисом, ведь преимущественно уходят европейские банки.
Центробанк России аннулировал банковскую лицензию у ЗАО «Рабобанк» с 17 февраля 2011 года. Это был первый добровольный уход международного банка с российского рынка за много лет.
После кризиса 1998 года свою работу в России прекратил банк Credit Swiss First Boston, но он реально вел бизнес на рынке. Несколько лет назад свою долю в банке «БНП-Дрезднер» продала международная группа BNP Paribas. Позже группа Barclays продала ООО «Барклайс Банк», этот банк теперь работает под своим старым именем — Экспобанк.
Материнская компания Swenska Handelsbanken серьезно не пострадала в кризис 2008–2009 годов. Шведский банк входит в число 25 крупнейших банков Европы, и продолжает свою экспансию в страны Западной Европы. Его филиальная сеть состоит из 750 точек продаж в 22 странах мира. Наиболее перспективным регионом для экспансии банка является Великобритания, но, увы, не Россия, отмечает Максим Осадчий.
Активы КБ «Свенска Хандельсбанкен» за 12 месяцев с 1 августа 2011 года по 1 августа 2012 года сократились с 10,3 до 0,8 млрд рублей, то есть на 92%, а убыток за 7 месяцев этого года составил 113 млн рублей.
Несмотря на уход ряда западных банков из России, например, Rabobanka, а теперь и Swenska Handelsbanken, в целом международные банки покидать нашу страну не намерены, так как считают этот регион прибыльным для себя. «По крайней мере, группа Nordea таких шагов не планирует», — резюмирует Игорь Буланцев.