В случае с «Метрополем» торг оказался неуместным
Отель «Метрополь» вместе с участком земли продан на аукционе в Москве за полчаса и с одним шагом — за 8,874 млрд рублей против стартовых 8,7 млрд рублей. Покупателем стала компания-арендатор ООО «Охотный ряд Делюкс», подконтрольная Александру Клячину
Читать на полной версииСегодня правительство Москвы избавилось от своего актива: знаменитого отеля «Метрополь» и участком земли, на котором находится объект. Это первый в новейшей истории случай продажи гостиницы вместе с землей.
Открытый аукцион по продаже имущественного комплекса гостиницы «Метрополь» прошел на площадке СГУП, а в начале июля пресс-служба унитарного предприятия сообщила: «Начальная стоимость приватизируемого комплекса, включающего в себя здание площадью 39 тысяч 401,1 кв. метра и земельный участок под ним площадью 10 тысяч 890 кв. метров, составит 8,7 млрд рублей». Шаг аукциона составил 174 млн рублей.
Торги, в которых приняли участие ООО «Охотный ряд Делюкс», ООО «Старбилдинг Инвестментс» и ООО «Танковый», заняли всего полчаса. Гостиница «Метрополь» была продана всего на 1,9% дороже начальной цены.
«Метрополь» — уникальный памятник модерна с более чем вековой историей. Раньше на месте гостиницы были бани с номерами. В 1890-е годы участок выкупил Савва Мамонтов, который замахнулся на постройку самого роскошного отеля в городе. В гостиничных номерах были холодильники, наполняемые льдом, телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. После революции 1917 года «Метрополь» стал «Вторым домом Советов» и местом проведения заседаний ВЦИК.
В оформлении фасада здания принимали участие известные русские художники — Врубель, Коровин, Васнецов. Здание украшено барельфами, ажурными решетками, майоликовыми панно, самое знаменитое из них «Принцесса Греза» работы Михаила Врубеля. Скульптурный фриз «Времена года» работы Николая Андреева опоясывает здание гостиницы. Дизайн интерьеров был сделан такими архитекторами, как Шехтель, Эрихсон, Веснин и Жолтовский.
Победителем аукциона стало ООО «Охотный ряд Делюкс» — компания, подконтрольная управляющей компании ООО «СП «Метрополь», которая ранее взяла гостиницу в аренду сроком до 2017 года. Генеральный директор компании Евгений Устенко сообщил, что в ближайшее время не планируется ни ремонт, ни реконструкция гостиницы. Но при этом он добавил, что отель сохранит свой пятизвездочный статус.
Сейчас в гостинице 362 номера, из них 72 люкса; 10 залов для мероприятий. Здесь есть конференц-зал на 300 человек, десять комнат для банкетов, переговоров, совещаний, два ресторана с русской и европейской кухней.
Надо сказать, что покупка осуществлена в интересах Александра Клячина, владельца СП «Метрополь» и сети отелей Azimut.
По данным Forbes, Клячин занимает 8-е место в тридцатке российских рантье по итогам 2011 года. Он также владеет компанией KR Properties, доход от аренды составил 185 млн долларов. В его собственности небольшая сеть отелей в Европе, которую он прибрел в 2008 году. Александр Клячин ранее владел компанией «Нерль», которая в течение десяти лет скупала земли в Подмосковье. На рынке о Клячине говорят как о человеке, который бережно относится к архитектурному наследию.
Источник в правительстве Москвы рассказал, что договор аренды гостиницы с СП «Метрополь» будет аннулирован, как только будет зарегистрировано право собственности нового владельца.
Как заявили BFM.ru эксперты по коммерческой недвижимости, цена за такой уникальный объект была выставлена достаточно низкая. «Начальная цена, скорее, занижена, получается 6,7 тысячи долларов за квадратный метр или около 750 тысяч долларов за номер. Эта цена не вполне соответствует объекту такого уровня, все-таки «Метрополь» — гостиница с эксклюзивным местоположением и историей. Подобные предложения на рынке, в принципе, отсутствуют», — считает Анна Данченок, директор департамента консалтинга и оценки компании NAI Becar.
Конечная цена квадратного метра составила 225,2 тысячи рублей (6,97 тысячи долларов). Возможно, стоит учитывать, что объект продавался с обременениями. Во-первых, действовал договор аренды. Во-вторых, покупателю предстоит принять на себя охранное обязательство собственника объекта культурного наследия.
Замдиректора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич пояснил BFM.ru, что в гостиничной недвижимости при продаже-покупке «расчеты ведутся по номерам». Так что можно сказать, что отель «Метрополь» ушел с торгов по себестоимости. По его мнению, цена должна была бы быть в 1,5 раза выше.
Напомним, что в конце 2011 года другой знаменитый столичный отель «Националь» был передан в частные руки. За здание без участка власти Москвы выручили 4,675 млрд рублей, что всего на 2% превысило стартовую стоимость гостиницы. Объект приобрело ЗАО «Смарт финанс групп», действовавшее по поручению банкира Микаила Шишханова и представлявшая интересы его дяди Саита-Салама Гуцериева.