С банками общаются через Интернет лишь 12% россиян
Большинство россиян не знает о том, что через Интернет можно оплачивать услуги, в том числе ЖКХ, открывать вклады, управлять своими счетами, переводить деньги и пр.
Читать на полной версииДанные исследования, проведенного аналитическим центром компании «АльфаСтрахование», показали, что только 12% россиян имеют опыт управления своими деньгами, хранящимися на банковских счетах, с помощью Интернета. К услугам, которыми можно воспользоваться через удаленный доступ, относятся: открытие банковских депозитов и обезличенных металлических счетов, подача заявок на предоставление кредита, управление активами, покупка страховых полисов, а также оплата различных товаров и услуг. Еще 37% жителей страны заинтересованы в возможности управления своими деньгами в режиме онлайн.
В рамках исследования был проведен опрос 1,5 тысячи респондентов, являющихся потенциальными и действующими клиентами «АльфаСтрахования», проживающими в городах с населением более 100 тысяч человек. Выборка представляет взрослое, экономически активное городское население.
12% респондентов хотя бы раз воспользовались финансовыми услугами банков, страховых и инвестиционных компаний на их сайтах или сайтах-агрегаторах подобных услуг. Наиболее востребованным сервисом, предоставляемым финансовыми организациями, является подача через сайт заявки на кредит или открытие счета в инвестиционной компании. Такой услугой воспользовались 89% респондентов, уже имеющих опыт работы с банком в режиме онлайн — но это лишь 10,7% от общего количества опрошенных. 23% респондентов, использовавших онлайн-сервисы (2,8% от всех опрошенных), открывали депозит, 18% (2,2%) — приобретали страховые полисы.
37% опрошенных респондентов, ранее не общавшихся с банками виртуально, выразили заинтересованность в получении услуг через Интернет. Возможность отправки заявки на получение кредита интересна 78% из них (28,9% от общего количества респондентов), открытие депозита — 51% (18,9%), покупку страховых услуг — 48% (17,8%).
Среди тех, кто не работал с деньгами в банковских интернет-системах, но заинтересован в этом, мнения респондентов о причинах, по которым они еще не пользуются подобными услугами, распределились следующим образом: сложность процедуры оформления услуги — 44%; незнание о такой возможности — 38%; небезопасность виртуальных финансовых операций — 25%; отсутствие на рынке качественного предложения — 23%.
Проблема в том, что многие россияне, особенно в регионах, пока не привыкли пользоваться онлайн-сервисами из-за того, что там не так велико, как в Москве, проникновение Интернета. Поэтому многие, особенно люди старшего поколения, по старинке думают, что пойти в банк и заплатить живому человеку — надежнее, чем делать это через Сеть, отмечает член правления ФГ БКС Эмиль Юсупов.
Необходимо время, чтобы люди привыкли к Интернету, освоили его, считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. Он подчеркивает, что в России в начале 2012 года лишь 49% населения было охвачено Интернетом, тогда как в Европе этот показатель существенно выше — 78%. При этом увеличение числа пользователей Интернета не говорит о готовности людей получать финансовые услуги в режиме онлайн — от общения в социальной сети, с чего сейчас, как правило, начинается Интернет, до оплаты покупки проходит какое-то время, полагает аналитик.
В то же время в Москве из-за большой занятости людей и больших расстояний пользоваться Интернетом заставляет жизнь, считает Эмиль Юсупов. Он добавляет, что кроме того, некоторые люди думают, что личный контакт с сотрудниками банка поможет им получить больше информации о продуктах и услугах, чем на сайте банка. «Наконец, для некоторых респондентов, видимо, важно то, что после посещения банка на руках остается платежка или другой бумажный документ, тогда как в случае онлайн-платежей вся информация остается виртуальной», — резюмирует специалист.
Еще более важно то, что в России в большом ходу наличные деньги, а это подразумевает предпочтения расплачиваться за покупки вживую, отмечает Олег Душин. К сфере финансовых услуг у большой части населения необходимо выработать определенный уровень доверия, так как он необходим даже для пользования банковскими карточками. И доверие — одно из необходимых условий перехода клиента банка на электронное обслуживание.
Однако со временем оплата услуг онлайн будет получать все большее распространение, в том числе из-за того, что в этом заинтересованы и сами банки, которые получат возможность снижать издержки за счет оплаты труда менеджеров, работающих с клиентами в офисах, считают оба эксперта.