По предварительным оценкам, объем залежей составляет до 270 млн баррелей нефти. Российские геологи тоже ищут нефть на шельфе. В Печерском море установлена платформа «Приразломная». Она будет качать сырье с одноименного месторождения. Пока же платформу осаждают защитники природы, которые помимо экологического вреда, напоминают о том, как 10 лет назад Россия покупала оборудование для Приразломной.

«Приразломная» создана из подержанной и несколько раз перепроданной иностранной платформы «Хаттон». Десять лет назад перед тем, как попасть в Россию, за короткое время платформа прошла через нескольких посредников и резко подорожала. Официальным продавцом в 2002 году выступила никому не известная фирма Monitor TLP, зарегистрированная на Каймановых островах. По данным зарубежной прессы сумма сделки с компанией «Севморнефтегаз», которая впоследствии стала Газпром-нефть-шельфом, составила 67 миллионов долларов. Но за несколько дней до этого оффшорный продавец купил платформу Хаттон у американской фирмы Kerr-McGee, прекратившей добычу нефти у берегов Шотландии. После того, как платформа оказалась у российских покупателей, фирма Monitor, заработавшая на перепродаже 38 миллионов долларов, исчезла. Комментирует гендиректор компании «Метапроцесс» Кирилл Лятс:

«Конечно, здесь не обошлось без коррупционной составляющей, скорее всего, эти деньги просто экспроприированы отдельными заинтересованными лицами. Эти 38 миллионов, конечно, обидно, что их кто-то просто положил себе в карман, но, я уверен, что выброшено в рамках и в процессе строительства и изготовления на ветер гораздо больше по причинам безалаберности, по причинам завышения стоимости материалов. Но, слава богу, что проект всё-таки довели до конца. Возможно, на верхах кто-то сказал в своё время руководству «Роснефти»: вот вы уперли вот эту платформу, упёрли часть денег - так доведите до конца, чтобы на вас пальцем не показывали, что деньги только разворовываются».

Базовая стоимость платформы «Приразломная» составляет 20-25 процентов от тех затрат, которые она реально стоит на рынке. Всё из-за того, что освоение проекта началось с очень большим опозданием, говорит аналитик Инвестиционно-финансового дома «Капиталъ» Виталий Крюков:

«Платформу долгое время не могли сдать. Были срывы по срокам и превышение бюджета. Преждевременно говорить о том, что проект будет приносить большую прибыль. Есть опасения, что ресурсная база не оправдается и в итоге, всё-таки, заявленные цели не будут выполнены полностью. В промышленную эксплуатацию месторождение будет введено в ближайшие годы. О полной окупаемости речи не идет, потому что проект очень капиталоёмкий и потребуется очень большое количество времени, чтобы оправдать те инвестиции, которые, всё-таки, будут сделаны в проект».

Во время приобретения платформы и последующей транспортировки в Россию СМИ сообщали, что на «Хаттоне» был превышен радиационный фон. Как оказалось, в системе пожарных детекторов использовали так называемые радиоизотопные извещатели. Неназванные представители бывшего «Севморнефтегаза» говорили, что во время передачи платформы норвежская сторона не передала им документы о том, что на платформе присутствуют радиоактивные материалы.

Иван Швец, Business FM