Моя встреча с Нилом Армстронгом
Ушел из жизни великий Нил Армстронг, первым из землян ступивший на другое небесное тело
Читать на полной версииСмерть 82-х летнего астронавта породила волну публикаций о его жизни. Рекомендую очень хорошую статью Юрия Караша «Второй подвиг Нила Армстронга».
Поделюсь впечатлением от личной встречи, случившейся в июне 2011 года. На острове Тенерифе, Канары, проходил фестиваль Starmus, посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина. Астрофизик Гарик Исраелян, ученик академика Амбарцумяна, автор и организатор фестиваля, смог собрать выдающуюся аудиторию. Наряду с Нобелевскими лауреатами, музыкантами и писателями были приглашены знаменитые первопроходцы космоса — наш Алексей Леонов, участники Лунной программы США — Базз Олдрин, Джим Ловелл, Фрэнк Борман и Чарльз Дюк.
Мы тесно взаимодействовали с Исраеляном в ходе подготовки фестиваля, поэтому я знал обо всех главных новостях. Однажды он написал мне: «Great news! Армстронг согласился участвовать!!!»
Понять возбуждение Гарика было легко: в течение двух десятилетий, если не более, Лунный астронавт №1 отказывался от участия в публичных мероприятиях, не давал интервью. Теперь же, когда стало известно о его приезде на Стармус, американцы потребовали повышенных мер безопасности: Армстронг был национальным достоянием США.
Он прилетел, когда конференция, составная часть фестиваля, шла полным ходом. Я надеялся увидеть его в зале пленарных заседаний, но столкнулся на обеде. Тенерифе — остров вулканического происхождения. Пятизвездочный «мавританский» отель АБАМА расположен на горе, в нескольких сотнях метров от пляжа. Отказавшись от возвращения на электромобиле, что часто курсируют вверх и вниз, я поднялся по красивой дорожке среди экзотических растений. В шортах и футболке, запыхавшись от быстрой ходьбы, влетел в ресторанную зону, что было кратчайшим путем к лифтам, намереваясь пересечь ее и подняться в номер. И вышел точно на Армстронга, который спокойно ел суп в компании с Гариком Исраеляном.
Нас представили и предложили сделать снимок. Армстронг легко согласился. На этом фото, сделанным менеджером Иняки Сороа, он вышел таким, как я его запомнил, — улыбающимся и добродушным.
Участники конференции слушали захватывающие рассказы «лунников» — Фрэнка Бормана об облете Луны, Джима Ловелла о приключениях «Аполлона-13» (честно говоря, каждый раз, когда я смотрю этот фильм, у меня текут слезы). Джим — автор книги, по которой снят фильм, и превосходный оратор, компетентный в инженерном отношении. Мне запомнилось яркое и эмоциональное выступление Чарльза Дюка, самого молодого среди лунных астронавтов НАСА. Он увлекательно рассказывал о том, как гонял с коллегой по экипажу на лунном ровере: разрешалось отдаляться от базы на 5 миль, это было предельное по ресурсу скафандра расстояние, которое можно было преодолеть пешком. Астронавты отъезжали на 8 миль, с разбега перемахивая небольшие впадины!
Армстронг сидел в ряду передо мной и мирно слушал рассказы своих товарищей и русских космонавтов — Леонова, Горбатко, Батурина. Годы по разному отражаются на людях. Мне доводилось видеть семидесятипятилетних русских генералов — они сохранили командирский рык, рука с рюмкой не дрожала. 80-летний Армстронг тоже не производил впечатления старика (как и другие "лунники"). Передо мной сидел сильный пожилой человек, излучавший дружелюбие и спокойствие. Он со всеми был ровен и не стремился произвести впечатление. Не был активен в общении, как Ловелл. Не произносил христианских проповедей, как Дюк. С каждым, кто подходил к нему, был ласков и немногословен. Единственное, в чем обнаруживалось его улыбчивое, но твердое "нет" — в отказе дать автограф. Правда, два исключения он все же сделал: написал пожелания фестивалю Стармус и расписался. А также оставил автограф в книге гостей большого телескопа на острове Ла Пальма, где проходил круглый стол "108 минут" (несколько мировых знаменитостей специально вылетали с Тенерифе для участия в этом круглом столе).
Сам Нил также сделал 10-минутный доклад на круглом столе, что при его непубличности было удивительно! "Армстронг — самый скромный человек в мира, — написал мне Гарик Исраелян. — Я другого такого в жизни не видел". Нил дал согласие на публикацию его доклада в уникальной книге, готовящейся к выпуску по итогам фестиваля. Герои космоса, признанные ученые, писатели и музыканты снова соберутся в ней, чтобы рассказать о самом важном.
...Конференция завершалась приемом в ресторане, расположенном на скале над океаном. Мужчины были в костюмах и смокингах, дамы в вечерних нарядах. День быстро уступил ночи, зажглись ничем не тревожимые звезды (на Канарах принят специальный закон, охраняющий небо от яркой электрической засветки и пролетов самолетов — настоящий рай для астрономов). Алексей Леонов произнес речь о Юрии Гагарине и других пионерах космоса. Армстронг встал и обнял Леонова. Так один герой приветствовал другого. От этого мужского признания окружающие остро почувствовали особенность момента, величие подвига людей, находившихся среди нас, и других, которых уже не было в живых.
...Жаль, что с нами теперь нет и Нила Армстронга. Первого пешехода по другому небесному телу. Человека, обласканного родной планетой и сумевшего остаться самим собой.