Будущих пенсионеров хотят сделать «донорами» ПФР
Минтруда намерено ликвидировать дефицит пенсионной системы с помощью «страхового маневра», временно сократив взнос в накопительную часть пенсий. Минфин и Минэкономразвития — против. Эксперты отмечают, что крайними хотят сделать будущих пенсионеров
Читать на полной версииМинистерство труда придумало, как сократить дефицит Пенсионного фонда, который оценивается в 1,075 трлн рублей, подготовив проект «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года». Этот документ согласно поручению президента Владимира Путина, данному им в мае этого года после инаугурации, должен быть представлен правительству не позднее 15 сентября, главе государства — 1 октября 2012 года. Проект Стратегии полностью сверстан и уже направлен на обсуждение в профильные министерства и ведомства, сообщило 27 августа РИА «Новости».
Одной из главных инициатив Минтруда является так называемый страховой маневр, который предусматривает в 2013-2015 годах сокращение взноса в накопительную часть с нынешних 6% до 2-4%. Высвобожденные средства направят в пользу распределительной части пенсии. Это, по мнению разработчиков документа, позволит сократить дефицит бюджета ПФР, сохранить обязательства государства перед нынешними пенсионерами и избежать увеличения пенсионного возраста. Других ресурсов у Минтруда попросту нет, не скрывают в ведомстве.
Сейчас, по данным Минтруда, реально пенсионные взносы платят 48 миллионов человек (с работающими пенсионерами — 60 миллионов) при почти 70 миллионов занятых россиян.
С 2015 года предлагается по умолчанию накопительный тариф передать в распределительную часть полностью. Тем же россиянам, которые захотят оставить обязательные накопления, придется написать заявление и выплачивать 2% от зарплаты самостоятельно. Еще 6% будет платить работодатель.
Против подобной схемы выступает Минфин. В ведомстве считают, что предлагаемые инициативы не решат проблемы пенсионного фонда, и даже к 2020 году дефицит ПФР сохранится на уровне 0,8% ВВП. Ранее министерство выступило со своими предложениями, которые, в частности, касались изменения процедуры индексации пенсий в России.
В настоящее время индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости производится дважды в год: сначала на уровень инфляции, затем на рост среднемесячной заработной платы в стране за прошлый год.
Минфин предлагает изменить механизм индексации пенсий на среднеарифметическое значение между инфляцией и ростом среднемесячной зарплаты за прошедший год. Однако против такого механизма выступает ПФР, говоря о том, что это может привести к резкому снижению пенсионного обеспечения россиян.
Между тем Минэкономразвития также ранее раскритиковало идею Минтруда принудительно отменить обязательную накопительную часть пенсии, назвав инициативу опасной. В ведомстве считают, что структура пенсионной системы должна обязательно состоять из распределительного и накопительного компонентов, что позволит диверсифицировать риски. В Минкономразвития предлагают сделать главный акцент на повышении эффективности инвестирования накопительной части пенсии, которая должна остаться обязательной.
«Медленная смерть пенсионной реформы»
Ректор УЦ «ФИНАМ» Ярослав Кабаков в беседе с BFM.ru отметил, что инициатива, касающаяся финансирования распределительной части пенсии за счет сокращения отчислений в накопительную часть, своим появлением обязана тем, что в условиях сложившейся экономической конъюнктуры государство имеет крайне ограниченные возможности пополнения растущего дефицита ПФР за счет «внешних» источников.
«Именно поэтому в качестве «донора» Пенсионного фонда фактически были выбраны будущие пенсионеры, которые должны будут не только оплатить пособие для пенсионеров нынешних, но и обеспечить собственную старость — уже с 2015 года работники должны будут осуществлять дополнительные 2-процентные выплаты от размера зарплаты, причем нагрузка на работодателя не возрастет», — отметил эксперт.
В целом, отмена накопительной части в перспективе может привести к усилению взаимосвязи между пенсионными средствами и долгосрочными реальными инвестициями в экономику, считает собеседник BFM.ru.
«Доходность успешных НПФ за последние три года составляет около 15-25%, при этом за последний год она была от -3% до -10% годовых. Учитывая, что речь идет о лучших НПФ и небольшом периоде оценки, многие фонды показали существенно более слабые результаты против положительных итогов управления пенсионными средствами ВЭБом (7,62% в 2010 году, 5,47% в 2011 году. и 8-9% на июль 2012 года.). Несмотря на то, что пенсионные деньги ВЭБа отделены от его пассивов (фондирующих в России долгосрочные инвестиционные проекты), политика государства в данной сфере может стать в будущем более гибкой», — прогнозирует Ярослав Кабаков.
Руководитель отдела продаж институциональным и государственным клиентам УК «Тройка Диалог» Анна Ведерникова считает, что временное сокращение накопительных взносов не только не решит проблемы дефицита пенсионной системы, но и обернется негативными последствиями.
«Это убьет идею пенсионных накоплений, как в рамках государственной пенсии, так и, тем более, в системе добровольного пенсионного обеспечения. А без развития и всяческого поощрения и побуждения работающего населения к самостоятельной заботе о себе и своей жизни после работоспособного периода о построении современной системы пенсионного обеспечения говорить не приходится», — сказала BFM.ru Анна Ведерникова.
По словам эксперта, предлагаемые действия — это «медленная смерть пенсионной реформы». «Пенсионные средства сейчас — это единственный драйвер роста российского фондового рынка. С отменой накопительного элемента других драйверов не предвидится. На мой взгляд, необходимо повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений, расширив возможности в выборе инструментов и повысив уровень профессионализма управляющих. Предприняв такие меры, можно рассчитывать на повышение доходов от инвестирования пенсионных средств, что положительно повлияет на сокращение дефицита пенсионной системы», — считает аналитик.
Генеральный директор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко отмечает, что все меры, которые действительно способны решить проблемы пенсионной системы, не будут популярны: «Это касается и ситуации с досрочными выходами на пенсию, и повышения пенсионного возраста. Работа в этих направлениях проблему решить поможет. Но по политическим причинам огромные массы населения [власти] не хотят обижать, поэтому этого делать не хочется».
В таком случае остается искать какие-то полумеры, и предложенный Министерством труда вариант — как раз из этой серии, отметил Пятенко в беседе с BFM.ru. «Проблему таким образом полностью не решить, хотя можно несколько улучшить ситуацию. Тем не менее, в дальнейшем все равно придется решать этот вопрос в основной плоскости. Необходимо переложить бремя досрочного выхода на пенсию на вредных производствах на работодателей. Также когда-нибудь все равно придется решиться поднять пенсионный возраст. Даже Украина на это решилась, а мы никак не можем», — заключил Сергей Пятенко.
Кстати, Минтруда в своей Стратегии предпочло обойти вопрос, связанный с повышением пенсионного возраста. Не нашли отражения в документе и звучавшие ранее предложения об увеличении трудового стажа и изменении формулы для расчета пенсий.
По мнению Ярослава Кабакова, с помощью подобных инициатив государство тестирует реакцию общества на изменение действующего принципа распределения пенсионных средств. Если мера, предложенная Минтруда, будет претворена в жизнь, это частично разгрузит госбюджет, а также даст властям дополнительное время на проработку решений, направленных на нормализацию ситуации в пенсионной сфере, отмечает эксперт.