Члены совета по правам человека при президенте России считают, что приговор участницам панк-группы Pussy Riot подрывает основополагающий правовой принцип, говорится в официальном заявлении организации. Согласно документу, моральное осуждение эпатажного поступка девушек, нарушивших правила поведения в религиозном учреждении, не снимает вопроса о законности вынесенного им приговора. «Обществу далеко не безразлично, когда уголовный закон распространяют на действия, влекущие по закону только административную ответственность», — говорится в заявлении.

В качестве доказательства правильности своей позиции правозащитники цитируют статью 54 российской Конституции — «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Члены СПЧ отмечают, что этот постулат совпадает и со словами апостола Павла: «Где нет закона, нет и преступления». Правозащитники уверены, что процесс над Pussy Riot подрывает один из основополагающих правовых принципов, согласно которому уголовное наказание может быть назначено только за действия, запрещенные именно уголовным законом. В заявлении говорится, что только при условии повсеместного соблюдения этого принципа удастся избежать произвольного применения права, а также обеспечить правовую определенность и предсказуемость. Члены СПЧ настаивают на том, что даже древние римляне не считали преступлением деяния, не являющиеся преступлениями по закону, а также тот факт, что уголовный закон обратной силы не имеет.

Правозащитники считают, что судебный процесс поднял и другие вопросы о справедливом правосудии в демократическом правовом государстве. Члены СПЧ интересуются, почему подсудимые в течение нескольких часов были вынуждены слушать приговор в наручниках, а также почему трех участниц Pussy Riot приговорили к равным срокам лишения свободы, хотя у двоих из них есть малолетние дети. В заявлении приводятся и другие вопросы, интересующие членов совета — почему девушкам не было назначено условное наказание или реальный срок не мог быть отсрочен до достижения детьми совершеннолетия, или по какой причине наказание оказалось более строгим, чем полагалось за кощунство в Российской Империи. «Наконец, почему мы должны ждать пока ответы на все эти вопросы даст Европейский суд по правам человека? Тем более, что все мы прекрасно знаем ответы!» — заключают правозащитники. Члены совета уверены, что гражданское общество в праве требовать от российского правосудия торжества правды и милосердия.

Документ подписали 17 человек, в том числе заявивших о своем выходе из совета: Людмила Алексеева, Светлана Айвазова, Светлана Ганнушкина, Сергей Воробьев, Алексей Головань, Валентин Гефтер, Даниил Дондурей, Кирилл Кабанов, Иван Засурский, Сергей Караганов, Татьяна Малева, Сергей Кривенко, Мара Полякова, Тамара Морщакова, Борис Пустынцев, Игорь Юргенс и Ирина Чугуева.