Общественная палата планирует проверить деятельность руководства Международного литературного фонда, которое якобы собирается выселить с дачи Чингиза Айтматова в подмосковном Переделкино наследников писателя, сообщает пресс-служба организации.

Поводом для проверки стало поступившее в комиссию Общественной палаты по культуре обращение наследников, в котором говорилось, что «руководство фонда фактически силой выселяет их с дачи в Переделкино, в которой писатель жил с 1988 года», и где сейчас наследники планируют создать дом-музей писателя. Рассмотрение этого вопроса на исполкоме Международного литературного фонда назначено на сентябрь 2012 года, однако 21 августа руководство фонда попыталось выселить их «с участием судебных приставов, полицейских и рабочих, вооруженных ломами», сообщалось в письме.

Авторы письма добавили, что в городке писателей Переделкино расположены музеи Булата Окуджавы, Корнея Чуковского и Бориса Пастернака, созданные также по инициативе наследников, и галерея-музей Евгения Евтушенко. Они хотели создать аналогичный музей на даче Айтматова, однако руководство фонда, по их утверждению, намерено отказаться даже от существующих музеев ради создания новодела — общего музея, «с экспозициями о каждом жившем в городке светиле».

Комментируя ситуацию, председатель комиссии по культуре Общественной палаты Павел Пожигайло назвал поведение руководства недопустимым и поддержал идею создания дома-музея на даче Айтматова. «Уверен, что никто лучше наследников не сумет сохранить ту атмосферу и творческий дух, который по сей день витает в этом доме», — подчеркнул член палаты, добавив, что «писательский поселок следует сохранить в том виде, в котором он существует сейчас».

Пожигайло выразил негодование по поводу нынешней политики литературного фонда, которая, по его словам, значительно изменилась с момента его основания в 1895 году. Он напомнил, что фонд — «творческий союз с более чем вековой историей» — создавался как «благотворительная организация, призванная оказывать вспомоществование осиротевшим семействам литераторов и ученых и самим литераторам и ученым». «К сожалению, с тех пор, видимо, многое изменилось и прежде всего, в сознании нынешних руководителей Литфонда: вместо того, чтобы создавать условия для работы творческих личностей, а после их смерти приложить усилия для того, чтобы увековечить их память, эти люди думают только об извлечении для себя максимальной выгоды», — сокрушается Пожигайло.

В связи с этим он предложил проверить деятельность руководства фонда и других творческих союзов на предмет соответствия изначально поставленным задачам. Его позицию разделила и член Общественной палаты Ольга Свиблова. «Это — духовное наследие России, на которое никто не имеет право поднимать руку, и которое никто, лучше самих наследников писателя не сохранит», — считает коллега Пожигайло.