Суд Осло признал «норвежского стрелка» Брейвика здоровым и виновным
Суд в Осло решил, что террорист Андерс Брейвик не является душевнобольным. Его признали виновным в двойном теракте, унесшем жизни 77 человек. Он проведет в тюрьме Ила 21 год, а потом срок могут продлить
Читать на полной версииВ Осло сегодня вынесли приговор норвежскому террористу Андерсу Брейвику, который 22 июля 2011 года устроил двойной теракт в Осло и его окрестностях, в результате которого погибло 77 человек и более 240 получили ранения различной степени тяжести. Он проведет в заключении 21 год. Приговор «норвежскому стрелку» в пятницу — самый популярный новостной запрос в поисковой системе Google.
Первый теракт Брейвик устроил в центре норвежской столицы Осло, в квартале, где находятся правительственные здания. Взрывное устройство он установил в автомобиле, припаркованном на обочине, и привел его в действие при помощи дистанционного управления. Взрывная волна выбила стекла в 17-этажном здании и повредила другие постройки в правительственном квартале. Восемь человек погибло, десятки были ранены.
Затем Брейвик отправился на остров Утойя близ Осло, где в это время находились участники молодежного лагеря правящей Рабочей партии. Там он открыл беспорядочную стрельбу и стрелял до тех пор, пока на место не прибыла полиция.
Сам Брейвик позиционирует себя как ультранационалиста, который совершил убийство, борясь с мультикультурализмом в Норвегии. Он признает, что его теракт был направлен против эмигрантов-мусульман.
На допросе ранее Брейвик подробно рассказывал, что старался стрелять больше по тинейджерам, которые уже были ранены и не могли освободиться, ставил целью убить тех, кто притворялся мертвым, и загонял в воду других, чтобы они утонули, передает CNN.
Дело Брейвика длилось 13 месяцев. Судебные слушания начались в июне и длились около 10 недель. Сегодня суд ответил на вопрос: является ли норвежский стрелок психически ненормальным или он вполне вменяем и способен отвечать за совершенное им преступление. Суд признал его вменяемым и назначил реальный — максимальный в Норвегии — срок заключения.
Если бы суд признал его психически ненормальным, то вместо тюремного срока ему бы грозило принудительное лечение в психиатрической клинике.
Над Брейвиком проводилось две психиатрические экспертизы, первая — в конце декабря, последняя — в начале апреля этого года. И обе они противоречат друг другу. Первая экспертиза признала Брейвика страдающим параноидальной шизофренией.
Однако после второй экспертизы был сделан вывод, что он полностью может отвечать перед судом. В ходе второй экспертизы были выявлены признаки нарциссизма и антисоциального личностного расстройства, а выводы первой экспертизы не подтвердились.
Адвокаты Брейвика ранее сообщали, что они будут выступать против того, чтобы его признали невменяемым. Прокурор Свейн Холден тоже выражал сомнения по поводу признания Брейвика невменяемым. «По нашему мнению, хуже, если психически ненормальный человек будет заключен в тюрьму, нежели психически здоровый человек будет проходить обязательный курс лечения психического расстройства».
Сам Брейвик ранее заявлял, что если суд признает его невменяемым, то это сведет на нет «идеологические» основания массового убийства, которое он совершил. Его адвокаты утверждают, что Брейвик настаивает на том, чтобы его признали виновным.
Каждый десятый норвежец считает Брейвика больным
Как показывают опросы норвежской государственной компании NRK, один из десяти норвежцев считает, что Брейвик невменяем и не способен отвечать за свои действия. По другим исследованиям, около 70% респондентов считают, что такая хорошо спланированная атака не могла быть совершена психически нездоровым человеком, а значит, Брейвик должен получить тюремный срок.
Телеканал iTV News перед вынесением приговора встретился с родственниками погибших и пострадавших от рук Брейвика. Среди них Фредди Ли. Две из трех его дочерей погибли на острове Утойя, выжила только старшая дочь Катрин. Одну из дочерей Ли, Элизабет, Брейвик застрелил, когда отец пытался успокоить ее по телефону. «Для меня все равно, что они [судьи] скажут завтра. Для меня важно лишь, чтобы он никогда больше не вышел на свободу», — говорит Ли.
Газета Guardian накануне вынесения приговора поинтересовалась у жителей Осло, должен ли, по их мнению, Брейвик понести наказание или нет. Опрошенные считают, что в независимости от того, какое решение примет суд по делу Брейвика, оно в любом случае скажется на всей нации.
«Это было бы нелепо, если бы он не отправился в тюрьму, люди были действительно удручены», — заявил изданию житель Осло Гарри Аас. Другой норвежец Ойюинд Брайд отмечает, что норвежцы рискуют показаться слишком мягкими, если Брейвик не отправится в тюрьму, но призывает не поддаваться на его «провокации»: «Тогда [если террориста признают не способным отвечать за преступление] укрепит карикатурный мягкий и наивный образ Норвегии. Но мы открытое общество и, может быть, важно именно то, что мы не позволим одному человеку изменить нас».
Эксперты считали, что в данном случае несущественно, какое именно наказание вынес бы суд, поскольку Брейвик точно никогда не выйдет на свободу. Хотя максимальный тюремный срок в Норвегии 21 год, но он может быть продлен, если Брейвик будет признан опасным для общества.
Брейвик будет отбывать наказание в тюрьме Ила в окрестностях Осло. Там специально для него создают психиатрическое отделение. Перестройка части здания обойдется норвежским налогоплательщикам в 2 млн шведских крон (чуть более 300 тысяч долларов по курсу на 24 августа). Только охрана Андерса Брейвика в тюрьме будет обходиться в 30 тысяч норвежских крон, или около 4,5 тысячи долларов ежедневно. 22 августа агентство Reuters опубликовало фото из тюрьмы Ила — в одиночной камере стоит стол, ноутбук, на окнах жалюзи, также на фото видно, что камера оборудована спортивными тренажерами.
У Брейвика, меж тем, появились последователи. Так, в августе этого года, в Чехии полиция задержала 29-летнего мужчину, который подозревался в подготовке теракта, схожего с тем, что совершил Брейвик, напоминает BBC.
Добавим, дело Брейвика стоило карьеры шефу норвежской полиции Ойстену Мэланду, который в августе был вынужден уйти в отставку, признав, что полиция и службы безопасности совершили ошибки, избежав которых можно было сократить число жертв двойного теракта. В частности, согласно выводам независимой комиссии, полицейские могли бы прибыть на остров Утойя на 30 минут раньше.