Россия вступила в ВТО: со щитом или на щите
Сегодня Россия стала 156-м государством-членом ВТО. Билетом в зону свободной торговли стало снижение импортных таможенных пошлин, что поставило под удар отечественных производителей. По прогнозам, потери РФ в 2020 году составят не менее 6,6 трлн рублей
Читать на полной версииПротокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступает в силу сегодня.
И сегодня же ВТО входит в топ главных новостных запросов в поисковой системе Google.
Протокол был подписан 16 декабря прошлого года в Женеве в рамках VIII Министерской конференции стран - членов ВТО. Подпись от российской стороны в документе поставила Эльвира Набиуллина, занимавшая на тот момент пост министра экономического развития РФ.
Россия добивалась вступления во Всемирную торговую организацию почти 18 лет. Федеральный закон, ратифицирующий протокол о присоединении России к ВТО, был принят Госдумой 10 июля этого года, одобрен Советом Федерации 18 июля. Владимир Путин подписал его 21 июля 2012 года.
Газета The Wall Street Journal обратила внимание на то, что изумивший мир приговор по делу Pussy Riot был вынесен всего за несколько дней до формального вступления России в ВТО, которого страна упорно добивалась многие годы. Такое совпадение по времени рисует «странную химеру путинской России», замечает издание.
Выскажите свое отношение к вступлению в ВТО здесь
«С одной стороны, Российская Федерация предпринимает значительные усилия в плане экономической модернизации, — пишет автор. — С другой стороны, это страна, в которой молодых женщин приговаривают к двум годам тюрьмы за незначительный политический протест — после того, как суд всерьез обсуждал признаки, которые могли бы свидетельствовать о том, что в человека вселился дьявол».
Блогер WSJ Эндрю Пипл уверен, что дело Pussy Riot будет иметь гораздо более серьезные экономические последствия для России, поскольку оно наглядно продемонстрировало иностранным инвесторам, что понимают в стране под словосочетанием «верховенство закона».
По его мнению, российскую экономику срочно требуется заново сбалансировать. С 2000 по 2011 годы инвестиции составляли всего 21% от ВВП — по данным Renaissance Capital, это вдвое ниже, чем в Китае. Для того чтобы поправить положение, необходимы прямые иностранные инвестиции. Однако события в Хамовническом суде показывают, что Россия едва ли стала более дружественной страной по отношению к инвестору, считает блогер.
Обозреватель газеты The Financial Times Гидеон Рахман также считает, что миллионы долларов, потраченные на западные PR-компании, которые нанимались для улучшения имиджа России, пошли прахом после суда над девушками из панк-группы.
Голоса противников вступления России в ВТО усилились и внутри страны. В докладе «ВТО Информ» и Strategic Business Solutions (SBS)говорится, что потери экономики страны в 2020 году, обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП и около 19% годового производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Напомним, что при вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательства снизить ставки на некоторые товарные позиции: так, средний импортный тариф на сельскохозяйственную продукцию снизится с нынешних 13,2% до 10,8%, на промышленные товары — с 9,5% до 7,3%.
«Окончательные ставки таможенных пошлин более чем на треть тарифов вступят в силу 22 августа 2012 года, еще четверть [тарифов] снизится спустя три года. Самый долгий период вступления в силу — восемь лет для птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов», — говорится в сообщении об условиях, на которых Россия согласилась вступить в ВТО.
Как ранее сообщал глава переговорной делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, «речь идет о снижении импортных пошлин на новые легковые автомобили, на подержанные автомобили, на комбайны, на молочную продукцию, на стальную продукцию — прокат и трубы, и ряд других позиций».
В течение первого года после присоединения России к ВТО на все остальные товары пошлины снижаться не будут, а первое тарифное сокращение произойдет не раньше чем через 12 месяцев с момента вступления во всемирную организацию. Каждое следующее тарифное изменение на тот или иной товар будет происходить раз в год.
Согласно расчетам, общие потери в 2020 году в терминах совокупного выпуска составят не менее 6,6 трлн рублей, из них 3 трлн рублей составят прямые потери, связанные с сокращением производства продукции, еще 3,6 трлн рублей — упущенные возможности роста. Накопленные потери за 8 лет составят не менее 26 трлн рублей, а общее сокращение рабочих мест составит 4,4 млн — такие данные приводит www.wto-inform.ru «ВТО Информ» и SBS.
Что будет с ценами на продукты и товары
Гипотетически могут снизиться цены на некоторые фрукты (так, ввозные пошлины на яблоки уже сегодня снизятся с 0,1 до 0,06 евро за 1 кг), на рис и рисовую муку (пошлина снижена с 0,12 евро за 1 кг до 0,045 евро). Пошлина на молочные продукты будет снижена с 19,8 до 14,9%, а пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25% до 20%.
В перспективе — в 2013 году — пошлина на импортные вина снизится до 18,1%, в 2014 году — до 16,3%, в 2015 году — до 14,4%, в 2016 году — до 12,5%. Пошлина на игристые вина также будет меняться постепенно: в 2013 году она снизится до 18,1%, в 2014 году — до 16,3%, в 2015 году — до 12,5%. С 2012 по 2018 год пошлины на импорт пива будут стремиться к нулю (сейчас импортная пошлина на пиво составляет 0,6 евро за 1 литр).
Вообще в переговорах, касающихся сельского хозяйства, российская сторона защитила права отечественных производителей по максимуму: квоты на импорт говядины и птицы будут действовать бессрочно, до тех пор, пока мы не решим их отменить, сообщал ранее Медведков. Размер пошлин на импорт этих продуктов не изменится: для говядины — 15% внутри квоты и 55% — вне квоты, для птицы — 25 и 80% соответственно.
Изменения пошлин коснулось только свинины: 15-процентный тариф обнуляется на мясо, ввозимое по квоте. На свинину, которая попадает в Россию вне квоты, пошлина снизится на 10% — до 65%. После 2020 года будет введена единая импортная пошлина в размере 25%.
В течение трех лет будут снижаться пошлины на готовые рыбные продукты — с 15% до 12–12,5%. Одновременно с 10% до 6-8% (в отдельных случаях даже до 3%) снизятся пошлины на некоторые виды рыбного сырья.
Теоретически могут подешеветь промтовары, так как постепенно средняя ставка пошлин будет снижена с 9,5% до 7,3%. К примеру, на кожаную обувь она снизится с нынешних показателей (15% от стоимости плюс 2 евро за пару) до 15% от стоимости плюс 1,5 евро-0,34 евро за пару в течение 3-4 лет. Но все эксперты отмечают, что пока будет спрос, продавцы цены снижать не будут.
Цены на компьютеры и телефоны упадут в течение трех лет: за это время Россия обнулит пошлины на компьютеры и оргтехнику (сейчас пошлина составляет 5,4%).
Возможно, это приведет к снижению розничных цен на мониторы (включая плоские и проекционные панели), компьютерные комплектующие (платы, жесткие диски, дисководы, CD - DVD- приводы, устройства ввода-вывода, PCMCA-устройства), стационарные телефоны, автоответчики, микрофоны, громкоговорители и наушники для телефонов (hands-free), радиотелефоны, копировальные и факсимильные аппараты, компьютерные микросхемы, смарт-карты, интерактивные теле-приставки, оборудование для локальных сетей, калькуляторы, электронные словари и переводчики, ТВ- и радио-антенны.
Иномарки тоже станут дешевле, но только через семь лет. На первом этапе снижения адвалорных пошлин за ввоз новых иномарок и подержанных авто в возрасте до 3 лет придется платить 25%. В течение последующих трех лет ставка останется неизменной, после чего ежегодно в течение четырех лет будет снижаться примерно на 2,5 процентного пункта — таким образом, к лету 2019 года ставка пошлины на новые иномарки опустится до уровня 15%.
На автомобили-кемпинги и спортивные авто, аналоги которых не производятся в России, через семь лет будет распространяться еще более низкая пошлина — до 12,5%.
Обозреватели The Financial Times считают, что российский автопром получил поддержку от государства в виде утилизационного сбора (Владимир Путиным подписал закон в начале августа), согласно которому с каждой продаваемой в России легковушки с 1 сентября будет взиматься от 20 до 45 тысяч рублей.
«Пока рано говорить, есть ли какие-то тайные планы, скрывающиеся за новым законом о сборе на утилизацию, однако чиновники из ВТО будут внимательно следить за этим», —отмечает издание.
В фармацевтической отрасли, указывает Медведков, пошлина снизится, но тут же изменится система регистрации лекарственных средств, основой которой станут международные стандарты. «Производитель будет тратить меньше и сможет снизить цену», — сказал чиновник. Но отечественные производители не разделяют его оптимизма.
С сегодняшнего дня повышаются тарифы на патенты. Так, за получение патента придется отдать 1600 рублей вместо прежних 1200, внесение изменений в товарный знак обойдется в 6 тысяч рублей (ранее — 3,6 тысячи). Патентные споры теперь тоже будут обходиться дороже: госпошлины при рассмотрении конфликтов стоят теперь 10 тысяч рублей.
Мясной союз недоволен
Председатель Мясного союза России Мушег Мамиконян говорит о вступлении России в ВТО как о катастрофе. «Говорят, что 18 лет обсуждали, на самом деле 17 лет излагались обществу популяризация идей ВТО, а протокол был раскрыт в декабре прошлого года, — сообщил он в интервью BFM.ru.— Условия по группе мяса и мясопродуктов совершенно переворачивают соображения, логику и представления, с моей точки зрения. Это или грубая ошибка, или неквалифицированность тех людей, которые вели переговоры. … То, что подписано, делает Россию объектом, на который будет оказывать влияние многочисленные факторы, которые не зависят от нас, не управляются нами, мы теряем большие возможности. Если мы поддерживаем экономический передел, то мы должны были сделать более либеральным доступ на рынок сырья и более затруднительным доступ на рынок конечных продуктов, как делает любая страна, и этот принцип принят в международной практике. А у нас по группе мясопродуктов, мы по мясу завышаем таможенный тариф, а конечные продукты с 2015 года практически не защищаются или защищаются минимальным образом. Я считаю, что это в погоне за политическим временем сделали большие экономические уступки, поэтому это невозможно в данной ситуации».
Реакция металлургов
Председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин на совещании по вопросам развития черной металлургии в Магнитогорске 16 июля сообщил, что со вступлением в ВТО экспорт продукции черной металлургии из России сократится: «2,8 млн тонн продукции теряем. Это будет гораздо более быстрым, чем льготы от вступления в ВТО».
Он добавил, что со вступлением РФ в ВТО будет автоматически отменено соглашение с ЕС по поставкам стали на 20 млн тонн в год, а также будет пересмотрено соглашение по поставкам горячего проката в США. По оценкам основного бенефициара НМЛК, в условиях членства в ВТО в группе риска находится 22 млн тонн продукции черной металлургии, или около 52% от внутреннего потребления РФ.
Аналитики полагают, что металлургический сектор от вступления в ВТО все-таки почувствует умеренно позитивный эффект. Больше всех выиграют производители стали, ориентированные на Европу. Основным объектом импорта является плоский прокат, на который приходится около 35% внешних продаж российских предприятий черной металлургии.
«После вступления страны в ВТО к ним не будут применяться ограничивающие квоты. Спрос на сталь в Европе остается стабильным, и ждать роста выручки не стоит, но отмена квот приведет к увеличению рентабельности экспортных продаж», — поясняет аналитик UBS Алексей Морозов. Больше всего от этого выиграют НЛМК и «Северсталь».
Умеренно позитивный эффект почувствуют и горнорудные компании, в частности «Норильский никель». Из-за вступления страны в ВТО прогрессивная пошлина на экспорт меди и никеля была заменена на плоскую, и компания выиграет от роста цен на эти металлы.
Что касается трубной отрасли, то эффект для этого сектора нейтральный. Сейчас основным экспортером труб в Россию является Украина. Однако в последние несколько лет российские трубные компании провели модернизацию производства и нарастили мощности, и основные покупатели этой продукции — «Газпром» и «Транснефть» — наверняка будут отдавать приоритет отечественным производителям.
Кто выиграет, а кто проиграет
За неделю до формального вступления России в ВТО главный аналитик «Тройки-Диалог» Крис Уифер выпустил 31-страничное исследование, в котором проанализировал, какие компании выиграют, а какие проиграют после 22 августа.
Основной посыл аналитической записки — присоединение России к торговой организации не даст немедленного положительного эффекта, но в средне- и долгосрочной перспективе окажет серьезное влияние на поведение инвесторов.
Аналитик считает, что из-за снижения импортных ставок и отмены некоторых протекционистских мер выиграют предприятия потребительского сектора и сферы услуг.
В Россию начнут приходить иностранные компании, заинтересованные в найме местного персонала. Зарплаты пойдут вверх, и с учетом склонности россиян к шопингу перспективными Уиферу представляются бумаги М.Видео, Магнита и Х5.
В более отдаленной перспективе выиграют строительные компании, которые смогут дешевле закупать материалы и технику. По оценке Уифера, это коснется, прежде всего, «Мостотреста» и некоторых девелоперов жилой недвижимости вроде «Группы ЛСР».
Снижение стоимости импортного оборудования — хорошая новость для «Аэрофлота» и других российских авиакомпаний. Условия лизинга станут более выгодными, что в средне- и долгосрочной перспективе позволит компаниям сократить расходы.
Снижение пошлин должно принести выгоды операторам морских портов и другим компаниям транспортного сектора, которые закупают оборудование за рубежом. Цены на аналогичную российскую продукцию также придется снизить, чтобы успешно конкурировать с импортной техникой. В этой связи Уифер упоминает такие компании, как Global Ports, НМТП, «Трансконтейнер» и «Глобалтранс».
Что до металлургических компаний, то их вступление России в ВТО вроде бы должно обрадовать — опять-таки из-за снятия торговых барьеров. На деле, считает Крис Уифер, для этого сектора эффект будет минимальным, так как из-за замедления роста мирового потребления даже действующие квоты до конца не выбираются.
Наиболее вероятные проигравшие, считает аналитик, — производители продовольствия. Они лишатся прямого субсидирования при закупке удобрений и топлива, вместо этого в отдельных сегментах будет введено целевое субсидирование, пишет аналитик «Тройки-Диалог». От этой меры выиграют производители молока, а производители другой продукции почувствуют рост непосредственных расходов и конкуренции. Некоторые из российских сельскохозяйственных компаний, к примеру, «Группа Черкизово», уже заявили, что намерены приостановить реализацию своих инвестпрограмм до тех пор, пока не изучат более детально последствия вступления страны в ВТО.
Негативный эффект ждет производителей легких коммерческих автомобилей. Импортный тариф для них будет снижен с 25% до 15% для новых автомобилей и с 30% до 10% — для подержанных. Пока протекционистские меры для защиты таких производителей не предполагаются. Сильнее всего изменение тарифов скажется на «Группе ГАЗ», на долю которой приходится 50% российского рынка легких коммерческих автомобилей. Что до рынка легковых автомобилей, то для него важнее макроэкономические тенденции вроде увеличения реальных зарплат и реального располагаемого дохода.
Зря волнуетесь
Екатерина Майорова, заместитель директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, не разделяет опасений, связанный с присоединением к ВТО. «Во-первых, не очень понятны опасения станкостроителей. По станкам наши обязательства в ВТО дают нам возможность даже несколько (до 5-10% процентов) повысить пошлины по сравнению с действующими нулевыми уровнями. А вот по тем позициям, где тариф не нулевой, действующие ставки почти всегда совпадают с начальным уровнем связывания, — прокомментировала она в интервью BFM.ru. — Так что немедленно с даты присоединения к ВТО изменения уровня тарифной защиты для станкостроителей не произойдет. Постепенное снижение пошлин в отношении этой отрасли, на наш взгляд, не является драматичным. По истечении переходных периодов ставки пошлин составят 7-10%, что немного отличается от нынешнего уровня (в основном ставки установлены на уровне 10%, реже 15%)».
Она заверила, что свиноводческая отрасль без поддержки государства не останется: «Хотелось бы напомнить, свиноводческая отрасль получит значительную поддержку после присоединения к ВТО. Так, в бюджете на три предстоящих года уже заложена субсидия на развитие селекционных центров и увеличение степени переработки свинины. Это 6 млрд рублей ежегодно. Дополнительные меры поддержки отрасли также предусмотрены государственной программой развития сельского хозяйства на 2013 – 2020 гг».
По словам Екатерины Майоровой, для любой отрасли у государства сохранится возможность применять меры торговой защиты. Они будут применяться в тех случаях, «когда импорт будет возрастать в таких объемах, которые наносят или угрожают нанести ущерб российским производителям».
«Если наши производители убеждены, что против них конкурируют несправедливо, например, используя демпинговые цены или большие субсидии от своих правительств, то могут быть применены, соответственно, антидемпинговые или компенсационные меры. Решения о введении этих видов защитных мер принимается Евразийской экономической комиссией после проведения расследования. Однако процедура инициирования соответствующих расследований осталась почти такое же, какая была в России до формирования Таможенного союза», — резюмировала она.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева голосовала против вступления России в ВТО. Она не изменила своего мнения и сейчас: «Первое — я не вижу никаких способов модернизации через вступление в ВТО. Более того, я думаю, что как раз с точки зрения модернизации и проблем в нашей обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслях вступление в ВТО может дать определенные минусы и спад. Они выходят на конкурентные рынки без каких-то мер протекционистской защиты, и ничего в этой области принципиально не оговорено в документах о вхождении в ВТО».
Алексей Малашенко из центра Карнеги в беседе с BFM.ru отмечает: «Вступление в ВТО может дать непосредственные дивиденды. Тут все-таки для того, чтобы решать в принципе проблему экономического рывка, нужен целый комплекс мер. Для России экономический сдвиг невозможен без политических изменений, поскольку курс взят на огосударствление экономики, именно государству все подчинено. Если будут реформы, тогда действительно вступление в ВТО со временем принесет какую-то пользу. Если все останется по-прежнему, то российская экономика, с точки зрения ее современности, ее перспектив, находится в состоянии стагнации, потому что все то, что есть, так или иначе завязано на сырье, на углеводородах».