Калифорнийский дневник, часть 2
Заметки Сергея Жукова о «космической» Калифорнии, какую не каждому удается увидеть. Среди небольшой россыпи наблюдений — встречи в компании Илона Маска SpaceX, флагмане коммерческой космонавтики, репортаж из Лаборатории реактивного движения НАСА в день ее наивысшего напряжения, связанного с посадкой на Марс научной лаборатории «Любопытство»
Читать на полной версии3 августа, пятница
Джон Спенсер — космический архитектор и основатель ассоциации космического туризма. Он принимает в своем домашнем офисе. «Здесь многие так живут», — поясняет Джон и ведет знакомить со своими коллегами, о которых чуть позже. Его соседями являются лунный астронавт Базз Олдрин («он замечательный конструктор»), режиссер и естествоиспытатель Джеймс Кэмерон.
Джон делится своим вИдением будущего, рассказывает об основанном им движении Экономики космического опыта (Space Experience Economy). В движение вошли миллиардеры и мультимиллионеры — Пол Аллен, сэр Ричард Брэнсон, … Безос, Илон Маск, Роберт Бигелоу и другие. Эти люди, сделав крупные состояния, вкладываются в освоение космоса!
Гость Спенсера, Иван Розенберг, веьма харизматичен. 15 лет назад он был приглашен в качестве консультанта для изменения организационной культуры в JPL. «Когда рухнул Советский Союз, закончилась и холодная война. Прошли времена неограниченного финансирования, — рассказывает Иван. — И встала задача поменять установки людей. Я проводил большие семинары с тремя-четырьмя сотнями менеджеров Лаборатории — практических всех от среднего звена, до топ менеджеров лаборатории. Я спрашивал у них, как они понимают само понятие «менеджер». Что менеджер должен делать в новую эпоху? Как помочь организации стать конкурентоспособной?»
— О, так это вы автор «иванизации», о которой так много говорили в JPL! — вскидывается Слава Турышев.
— Да, именно так называли мою «перестройку», — улыбается Розенберг. — Все-таки удалось перевести Лабораторию на новые рельсы, что-то сдвинуть в мышлении людей, хоть это было непросто…
Иван приглашает войти в Aerospace & Defence Forum, обмениваться спикерами, идеями, услугами. В Калифорнии немало общественных движений аэрокосмической направленности, все они помогают действующему государственному и коммерческому сектору, составляют развитое профессиональное сообщество. Всему свое время. Пока молод, занимайся науками и открывай новые направления. В среднем возрасте — руководи коллективами. А перейдя в старшую возрастную категорию, делись опытом, советуй и вдохновляй молодежь на достижение дальних горизонтов. Здесь, в Америке, я вижу наличие всех трех возрастов, преемственность поколений, нарушенную в моей стране…
Наша дорога лежит в район, занятый военно-промышленными фирмами. Это Лонг Бич, огромная территория. Именно здесь расположено подразделение концерна Боинг, занятое концептуальными разработками и продвинутыми технологиями. Руководитель подразделения Стив Джонтсон показывает нам картинки беспилотников, маленького шаттла, электроракетных двигателей. Мы понимаем, что найти точки соприкосновения будет непросто — мешает ITAR и симметричные российские ограничения, но Боинг уже ключевой партнер Сколково!
Наконец, SpaceX! Здание компании несколько разочаровало: обычный серый параллелепипед, каких тут много. Очарование возникает при входе в фойе. Девушка на рецепции оформляет пропуска посетителям — каждый желающий может познакомиться со знаменитой фирмой. Приятно видеть разумное сочетание открытости и коммерческой тайны: заходи, смотри, но не фотографируй! На большом экране идет нон-стоп видео, демонстрирующее достижения чуть менее чем двухтысячного коллектива: старт собственной ракеты Фалькон (Сокол), доставляющей на орбиту собственный грузовой корабль Дракон, стыковка Дракона к МКС…
Нас встречает Гвин Шотвелл (Gwynne Shotwell), президент компании. При первом взгляде на нее возникает чувство симпатии. Стройная, с шапкой золотистых волос и открытой улыбкой, она словно бы источает тепло. Разговор легкий и дружественный. Компания ждет решения НАСА по поводу разработки коммерческого пилотируемого корабля для доставки астронавтов на ближнюю и более отдаленные орбиты. Идет конкурс между несколькими фирмами; несмотря на недавний триумф грузового Дракона, победа в конкурсе не гарантирована.
Испытываю легкое нетерпение. Пора, наконец, посмотреть производство, от знакомства с которым, рассказывают, испытал нынешней весной чувство шока руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.
Мы проходим сквозь зону конструкторов, опен спейс, и открываем дверь в мир производства. Посмотрите направо — это наш ЦУП, здесь сейчас кафетерий, а недавно была свободная зона где стояли и орали от восторга молодые сотрудники SpaceX, сопровождая на экране стадии космического путешествия созданного ими корабля. Этот ролик побил рекорды в youtube.
Проходим несколько шагов, справа стоит летавший Дракон, вторая летная единица, за ним новый корабль — модель пилотируемого варианта. Гвин предлагает заглянуть внутрь: семь кресел, расположенных в два этажа. Позвольте, а где же пульт управления? Кто здесь командир корабля? Ответ меня поразил. Кресло командира может быть любым, главой экипажа назначается самый авторитетный астронавт, а пульта управления попросту нет, потому что все динамические операции проводятся без участия человека.
Времени на дискуссию не остается — Гвин ведет экскурсию стремительно, успевая одарить улыбкой каждого встречного рабочего или инженера. Вот, правее, зона сборки двигателей. А где вы фрезеруете и свариваете детали для двигателя? — Здесь. А испытания? — В Техасе. …Слева видна большая палатка в виде куба из пластичной прозрачной оболочки. — Здесь мы варим корпуса ракет. А только что мы с вами прошли новое пространство, где будет происходит сборка авионики. А вот, кстати, огороженная зона с чистыми комнатами, где собираются приборы. — А электронные компоненты для авионики? — Закупаем. – А сборка ракет — вон в той части зала, а чуть ближе на стапелях (то есть, прямо на полу) собираются несколько Драконов. SpaceX — это серийное производство.
У меня кругом идет голова. Все в одном производственном корпусе — и разработка, и производство всех составляющих ракетно-космической системы: двигателей, ракет, кораблей. В здание ввозят материалы и отдельные комплектующие, а вывозят готовые изделия. — Как вы доставляете их на космодром? — Грузовиками… В устах Гвин все кажется очень простым. — Откуда такое знание технологии. — Я инженер-механик. Кстати, ваш руководитель Поповкин задавал немало отличных вопросов.
Кто ведет финансы? — Недавно наняли финансового директора, а то тащили эти вопросы вдвоем с Иланом. — А кадры? — Недавно наняли 200 временных сотрудников для выполнения заказа, коллектив вырос до 2000 человек, надо подумать о кадровой службе… В компании нет VIP-персон, все менеджеры как на ладони, средний возраст коллектива составляет 27 лет (!), но при этом немало инженеров, все еще молодых, но уже имеющих опыт работы в аэрокосмической промышленности. Недавно состоялся первый выход на пенсию: 65-летний инженер после успешной стыковки Дракона к МКС, несмотря на уговоры остаться, сказал, что жена ждет его дома… Наш знакомый Иван Розенберг говорит, что в SpaceX совершенно новая, прогрессивная культура отношений.
Счастливчик Маск, что имеет такого партнера как Гвинн! Между ними разделение обязанностей: она отвечает за организацию серийного производства кораблей и ракет (на фоне активно ведущейся доработки изделий), а он занимается вопросами стратегического развития. «Миссия компании — начать пилотируемое освоение Марса и тем сделать человечество мультипланетным». Вот это я понимаю, вот это постановка жизненной цели!
Слава Турышев считает, что имея рядом такого эксперта по Марсу как коллектив опытнейшей JPL, команда SpaceX достаточно быстро освоит вопросы навигации, посадки и другие необходимые технологии, нужные для межпланетного перелета. Кстати, на борту MSL, которая быстро приближается к Красной планете, установлена аппаратура измерения радиационной обстановки по траектории полета. Все было штатно, но прошли два пика, в которых радиационный фон в 10 раз превышал допустимый уровень. Но, похоже, система защиты аппарата справляется.
Мы прощаемся с гостеприимной Гвинн Шотвелл, полные впечатлений. Их требуется переварить. Как удалось молодому коллективу пройти за десять лет путь от стартапа до взрослой компании, которой НАСА доверяет (пусть и пока в числе нескольких отобранных конкурентов) будущее пилотируемых операций на околоземной орбите? Хочется поговорить о многом. И национальной политике США, поставившей перед НАСА задачу постепенно передать ближнюю орбиту коммерческим компаниям. И о смелых молодых миллиардерах, не побоявшихся вложить свои деньги в сектор, который ранее считался исключительным уделом крупной промышленности, выросшей на государственных заказах.
И о том, как правильно они пошли, не изобретая велосипед, а взяв технологические наработки предшественников (в том числе, и российские решения), но используя их, стали это делать быстрее, дешевле, а значит, эффективнее. Они еще создадут свои прорывные технологии, пока же перед ними стоит задача творческого усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество, и на этой прочной основе — задача достижения коммерческого успеха в той сфере, которую наши чиновники от космоса по-прежнему считают по определению неприбыльной, требующей госфинансирования forever…
4 августа, суббота
Не стану утомлять тебя, мой читатель, подробностями того, как я провел утро и день.
Утро прошло в переписке и написании дневника, а день — в шопинге. Отмечу лишь то, как легко и просто я расставался с деньгами в Apple Store. Неповторимый Стив Джоббс изменил нашу жизнь во многих ее аспектах, в том числе, и в сфере розничной торговли. Я не успел еще написать смску жене, как мне был доставлен со склада запрошенный i-pad и пришло время оплаты. Карточка вставлена в мобильный терминал, пальцем расписываюсь на сенсорном экране — и я обладатель подарка для старшего сына. Ах, да, гениально продуманную упаковку тоже стоит отметить — все эти коробочки, пакеты… Читатель, ты и сам все это знаешь. ИТ-бизнесмены моего и следующего поколения дошли до каждого жителя Земли. Наша с тобой задача состоит в том, как это сделать в аэрокосмической сфере, которая пока не является сферой массового потребления продуктов и услуг…
Вечер был интересен. Мы с Турышевым отправились в Малибу на вечеринку, посвященную предстоящей посадке. В гости к актеру Моргану Фриману были приглашены ученые, бизнесмены, актеры и политики, составляющие соль местного сообщества. Умные ученые разговоры были прерваны появлением на плоской крыше дома молодого шоумена в сопровождении очаровательной стройной блондинки с фотоаппаратом. Ветер играл с ее полупрозрачным платьем, длинным сзади и переходящим в миди впереди, стараясь еще больше открыть ее стройные ноги, а она смущенно прижимала платье к ногам, напомнив собравшимся ту, которой нет на Земле уже 50 лет, но память о которой живет в этих местах — Мерилин Монро.
Нельзя было придумать лучшего голливудского трюка, чтобы привлечь всеобщее внимание к коллективному фотографированию, и мы заговорили о том, как важно уметь устраивать шоу из вокруг планетных исследований. Технологии- финансирование- визуализация — вот три кита, на которых должно строиться будущее освоение космоса. Во всяком случае, в этом убеждены, как нам сказали, Джеймс Кэмерон и наш собеседник … , молодой журналист и поэт, мечтающий полететь в космос как литератор. «Люди начинают понемногу понимать важность гуманитарной компоненты освоения космического пространства». Знакомые слова! Здесь, во дворе частного дома с роскошным видом на океан, в соседстве с птичками колибри, снующими вокруг кустов, я словно бы попал на заседание Московского космического клуба.
Впрочем, шоу умеют устраивать не только голливудские актеры. Лаборатории реактивного движения это тоже блестяще удается, как мы сумеем убедиться завтра.