Самый популярный способ купить авиабилет через интернет чреват неприятными сюрпризами. Многочисленные агентства по продаже авиабилетов не несут ответственности перед клиентом при возврате билета, хотя комиссию берут. Недавно в такой ситуации оказалась одна сотрудниц Business FM.

Купить авиабилет через агентство очень удобно: можно выбрать лучший по времени и по цене, а не заходить на сайт каждой авиакомпании. Вот, только если передумаете, начинается катавасия. Недавно в такую неприятную ситуацию попала сотрудник Business FM Елена:

«4 августа на сайте Anywayanyday я купила билеты из Москвы в Барселону с одной посадкой в Вене авиакомпании «Австрийские авиалинии». Но, буквально через день, у меня изменились обстоятельства, и я была вынуждена отменить эту поездку. И когда я попыталась сдать билет, выяснилось, что из 17 тысяч, которые я платила, мне готовы выплатить всего 2, то есть к возврату они насчитали всего 2 тысячи рублей. В течение больше, чем недели, почти 10 дней, я переписывалась с супервайзером сайта, но безуспешно, пытаясь доказать свою правоту. Мне пытались объяснить, что я купила невозвратный билет. Но я хочу сказать, что во время бронирования, прочитав условия, я не была проинформирована о том, что билет действительно невозвратный».

И сами интернет-агентства зачастую зарегистрированы не в России, и продают они чаще билеты иностранных перевозчиков. Все это дает им возможность снимать с себя ответственность и не подчиняться российским законам. Введение потребителя в заблуждение — распространенная практика, отмечает предправления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

«В деятельности агентств по продаже билетов нужно разбираться, не осуществляют ли эту продажу отчасти иностранные компании, потому что они могут подходить отчасти законодательству России, если они зарегистрированы в другой стране, и продажа идет через какую-то компанию, которая зарегистрирована вне пределов России, хотя понятно, что потребитель об этом не догадывается и не понимает этого».

Обращение Елены в авиакомпанию, которой она должна была лететь, результата не дало. Но это — единственный вариант добиться возврата, объясняет руководитель департамента бронирования компании Anywayanyday Марина Вялкина:

«Непосредственно агентство не поднимает самолет, не осуществляет тот или иной перелет. Если авиакомпания сочтет, что причины человека удовлетворительны, приемлемы, пускай даже они не вписываются в официально принятые, и сочтет необходимым пойти ему навстречу, она дает указание нам, чтобы мы вернули деньги пассажиру».

В отличие от России, где невозвратные билеты запрещены, в Европе это практика довольно распространенная. Но иногда агентства, продающие такие билеты, забывают упомянуть о том, что вернуть их будет нельзя. Из-за несостыковок в законодательствах в итоге не виновато ни агентство, ни перевозчик.

Наталия Шашина, Business FM