В истории с предоставлением Джулиану Ассанжу политического убежища в Эквадоре неожиданно появился новый скандальный поворот. Бывший белорусский следователь Александр Баранков два года назад получил статус политического беженца в Эквадоре и вел блог, разоблачавший коррупцию белорусского режима. Жизнь блогера изменилась за несколько дней до визита в Эквадор Александра Лукашенко нынешним летом. Теперь Баранков сидит в эквадорской тюрьме, и ему грозит экстрадиция на Родину, где его обвиняют по расстрельной статье.

Эквадор в понедельник оказался в числе наиболее популярных запросов впоисковой системе Google.

По мнению эквадорских СМИ и белорусских правозащитников, арест Баранкова в Эквадоре и его возможная экстрадиция имеют непосредственное отношение к визиту Александра Лукашенко в эту страну.

Александр Лукашенко посетил с официальным визитом Венесуэлу, Кубу и Эквадор в период с 24 по 29 июня. Лукашенко и президент Эквадора Рафаэль Корреа, сообщало Белорусское телевидение, по итогам встречи выразили готовность развивать двусторонние отношения.
«Визит Александра Лукашенко и вправду получился душевным, будто страны связывает многолетняя дружба. На приеме, устроенном в честь визита президента Беларуси, Рафаэль Корреа доказал, что эквадорский народ безусловно талантлив. Подняв тост за белорусский народ и его лидера, он лично исполнил песню в их честь», — сообщал белорусский госканал.

Эквадорская газета El Comercio замечает, что история Баранкова — типичный пример проявления двойных стандартов властями южноамериканской страны: «Если ты мешаешь моим друзьям, мы можем лишить тебя той защиты, которую сами же пообещали; если ты, как Джулиан Ассанж, навредил моим врагам, — вот тебе наша защита».

Иными словами, эквадорские власти, которые готовы ценой дипломатического конфликта защищать от американского империализма пламенного защитника свободы слова Джулиана Ассанжа, не склонны проявлять такую же заботу в случае с безвестным белорусским блогером.

В истории с бывшим капитаном милиции Александром Баранковым много неясного. Насколько известно BFM.ru, в июле 2009 года экс-сотрудник ОБЭП МВД РБ Александр Баранков бежал из Белоруссии, так как КГБ возбудил против него уголовное дело по ч. 3 ст. 430 (взятка в чрезвычайно крупном размере) и ч.4 ст. 209 (мошенничество). В том же 2009 году к ним добавились обвинения по статьям 356 (измена Родине) и 373 (умышленное разглашение тайны государства).

Александр Баранков. Фото: interpol.int

По словам Баранкова, это могло быть местью за то, что он «во время службы в правоохранительных органах выявил многочисленные факты злоупотреблений и коррупции в среде правоохранительных органов и коммерческих структур». После его отъезда в Эквадор власти объявили его в розыск через Интерпол.

По данным белорусских правозащитников, в том же 2009 году Баранков получил в Эквадоре статус беженца. Выходящая в Кито газета El Comercio утверждает, что статус политического беженца белорус получил годом позже, в 2010 г. Издание со ссылкой на родственников Баранкова пишет, что он бежал из Белоруссии, когда ему стали известны факты личной причастности Лукашенко к коррупции.

Адвокат Баранкова Фернандо Лара подтверждает: попытки лишить Баранкова статуса беженца и экстрадировать его в Белоруссию связаны с визитом Лукашенко в Кито. Дело об экстрадиции сейчас рассматривает Верховный суд Эквадора, где 9 августа прошли слушания по делу белорусского гражданина. Выйдя из здания суда, Александр Баранков сообщил эквадорским журналистам, что боится возвращаться в Белоруссию, где его ожидает смертная казнь, передает эквадорский телеканал Ecuavisa.

Лукашенко посетил Кито 28 июня с.г. и пообещал «перенести белорусский опыт на эквадорскую почву», выразив надежду на то, что Эквадор, со своей стороны, «окажет поддержку» Белоруссии.

Баранков был задержан в Кито 17 июня, за 11 дней до приезда президента Белоруссии.

В тюрьме Александр Баранков в знак протеста против снятия статуса беженца и грозящей ему экстрадиции объявил голодовку.

На одном из официальных сайтов правительства Эквадора между тем была размещена информация о том, что на родине Баранков якобы являлся сотрудником отдела, занимающегося в Белоруссии слежкой за сотрудниками посольств и обычными гражданами. Из заключения Баранков смог связаться с белорусской правозащитной организации «Платформа» и опроверг эти данные. «Мне известно, каким образом действуют спецслужбы в Беларуси, но это не значит, что я сам занимался подобной слежкой. Каким образом информация попала в СМИ, мне неизвестно. Могу лишь уточнить, что я обладаю достоверной информацией о коррупции в высших эшелонах власти, в том числе, и о контрабанде нефтепродуктов. Также я осведомлен о незаконных действиях белорусских спецслужб, за что меня и преследуют», — приводит слова Баранкова «Платформа».

Заместитель директора белорусской правозащитной организации «Платформа» Алёна Красовская-Касперович рассказала в интервью BFM.ru, что впервые Александр Баранков вышел на связь с директором организации Андреем Бондаренко месяцев 8 назад, когда еще находился на свободе. Общение шло через Skype. «Мы общались достаточно плотно и достаточно долго в «Скайпе», пока у Александра не начались проблемы с экстрадицией», — говорит Красовская-Касперович.

«Про себя он рассказывал, что он бывший следователь ОБЭП, что здесь [в Беларуси] на него заведены уголовные дела, статьи самые разные: от самых некрасивых до самых непонятных, как мы об этом говорим, потому что статья «мошенничество» и статья «измена государству» немного не сочетаются в образе преступника. Две [статьи ] вполне, с нашей точки зрения, политические: измена государству и умышленное разглашение государственной тайны. Две последние статьи нас стимулируют на то, чтобы доверять его словам о том, что он обладает какими-то знаниями и государственными секретами, из-за которых его пытаются забрать на родину», — утверждает заместитель директора «Платформы».

В эквадорской тюрьме «Гарсия Морено» нет Интернета, но оттуда есть возможность иногда звонить по телефону. Последний раз Баранков вышел на связь с белорусскими правозащитниками утром в понедельник, 20 августа. Он говорил с Андреем Бондаренко, и разговор, в частности, шел о том, что эквадорские власти пытаются приписать Баранкову причастность к подразделению, которое занимается в Минске слежкой за посольствами. Баранков эти сведения опровергает. Он также сказал, что после истории с Ассанжем ведущие адвокаты Эквадора предлагают защищать его бесплатно. Вслед за этим связь прервалась.

Алёна Красовская – Касперович признает, что информация о деле Баранкова, которой располагает «Платформа», — односторонняя, получена с его слов. Баранков, например, утверждал, что за время пребывания в Эквадоре на его жизнь было совершено два покушения. В СМИ Эквадора BFM.ru не удалось найти подтверждение этим утверждениям.

Трудно сказать, почему из всех стран белорусский милиционер решил искать защиты в Эквадоре. Возможно, свою роль сыграло то, что это безвизовая страна. Сам Баранков в беседе с представителями «Платформы» говорил, что улетел, куда глаза глядят, чтобы только поскорее покинуть страну.

Если бы Баранков имел возможность заранее поинтересоваться политическими реалиями Эквадора, он бы узнал, что это государство пользуется печальной репутацией в области защиты свободы слова. Правительство постоянно подвергает преследованиям местные независимые СМИ. Причем эта практика не изменилась даже, когда эквадорский МИД принял столь активное участие в судьбе Джулиана Ассанжа.

Только за то время, что Ассанж обосновался в эквадорском посольстве в Лондоне, эквадорская полиция совершила рейд на редакцию журнала Vanguardia, опубликовавшего ряд статей с критикой президента Корреа, и конфисковала компьютеры. Это происходит уже второй раз.

Ранее в этом году Корреа выиграл судебный иск по делу о клевете против журналиста эквадорской газеты El Universo Эмилио Паласио и трех руководителей издания. В небогатой южноамериканской стране суд приговорил журналистов к драконовскому штрафу 40 млн долл. В итоге Эмилио Паласио бежал в США, где попросил политического убежища, двое из директоров El Universo также покинули страну, а третий получил убежище в посольстве Панамы в столице Эквадора, Кито.

Злоключения эквадорских журналистов и белорусского блогера в южноамериканской стране могли бы стать предостережением для Ассанжа. В Эквадоре сейчас в разгаре избирательная кампания, президентские выборы состоятся в феврале 2013 года. Если Рафаэль Корреа не победит на них, история со скандальным убежищем для основателя WikiLeaks может так же внезапно закончиться, как началась.

Просить убежище в Белоруссии было бы надежней.