После вынесения приговора участницам Pussy Riot — Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич — Высший церковный совет РПЦ выступил с официальным заявлением, в котором просит власти проявить милосердие к ним. «Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий», — говорится в заявлении высшего совета РПЦ.

Впрочем, решение суда может быть изменено. «Приговор участницам панк-группы Pussy Riot, получившим по два года колонии, является жестким, но большинство россиян сочтут его справедливым», — приводит РИА «Новости» слова замсекретаря Генсовета партии «Единая Россия» Андрея Исаева. Он не исключил, что окончательную точку в этом деле поставит Владимир Путин.

Вы можете выразить свое отношение к приговору, проголосовав здесь.

Вынесение судебного вердикта участницам панк-группы, которых приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, стало темой для обсуждения как их сторонников, так и противников в России и за рубежом. Тема давно приобрела политическую окраску.

«Сегодняшний приговор по делу Pussy Riot выглядит несоразмерным содеянному», — вынесло свою оценку посольство США в микроблоге Twitter.

Задержания у Хамовнического суда

Еще за несколько часов до чтения вердикта к 7-му Ростовскому переулку, где расположен Хамовнический суд, стали стягиваться сторонники и противники подсудимых. Одними их первых перед железными заграждениями, установленными в сотне метров от здания суда, оказались активисты ЛДПР. Они держали в руках флаги с символикой партии и плакаты с надписями: «ЛДПР за РПЦ», «Остановить нападки на РПЦ», «Не пачкать грязью святыни», «Руки прочь от РПЦ».

К зданию суда пускали только по журналистским удостоверениям. Освещать процесс приехали около двух сотен представителей зарубежных и российских СМИ. Многие из них так и не смоли попасть в зал, судебные приставы в какой-то момент стали игнорировать распоряжение пресс-секретаря Хамовнического суда Дарьи Лях пустить прессу. Довольно быстро самый большой зал суда (там же два года назад судили экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского ) оказался переполнен — представители иностранных посольств, правозащитники и оппозиционер Алексей Навальный прорвались внутрь.

Пока шло чтение вердикта, на улице задерживали собравшихся из числа сторонников подсудимых и «грузили» их в автозаки. За соблюдением порядка, как говорят очевидцы, присматривали казаки. Полицейские задержали лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и оппозиционера Гарри Каспарова.

Удальцова отвели в полицейский автобус без объяснения причин, его отпустили только ближе к вечеру. Удальцов рассказал BFM.ru, что он получил повестку в суд на 23 августа, ему вменяется нарушение по статье 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

«Я направлялся в зал заседаний, по дороге меня и задержали. Очевидно, что им надо было меня убрать. Меня обвиняют в том, что это именно я организовал несанкционированную акцию у здания Хамовнического суда. Хотя я туда пришел по приглашению адвокатов Виолетты Волковой и Николая Полозова поддержать девочек из Pussy Riot. Какой вывод можно сделать? Очередное доказательство беспредела и средневековья», — говорит Удальцов BFM.ru.

Сотрудники полиции задерживают участницу акции в поддержку панк-группы Pussy Riot у здания Хамовнического суда Москвы. Фото: РИА Новости

Гарри Каспаров, председатель Объединенного гражданского фронта, рассказал, что не знает причины своего задержания. «Непонятно, почему меня задержали — я просто давал интервью одному из журналистов, — сказал он. — Один из задерживающих сказал, что сейчас придет начальник и разберется, что с тобой делать». По словам Каспарова, его «жестоко избили» люди в форме сотрудников ОМОНа.

Однако в пресс-службе ГУМВД России по Москве сообщили, что готовят материалы в Следственный комитет в связи с инцидентом с Гарри Каспаровым, который укусил у здания Хамовнического суда сотрудника МВД — прапорщика, сотрудника 2-го оперативного полка ГУМВД России по Москве.

Задержание Гарри Каспарова. Фото: ИТАР-ТАСС

Пострадавший полицейский был вынужден обратиться за помощью в медицинское учреждение, где у него был диагностирован укус мягких тканей кисти и указательного пальца, повреждение надкостницы левой руки, сообщили в пресс-службе.

«Я хочу увидеть этого прапорщика. То, что я кого-то укусил, — это бред сивой кобылы. Я, конечно, пытался отбрыкиваться, как мог, но зубы были крепко сжаты», — заявил Гарри Каспаров.

Наблюдатели не исключают, что укус станет не только поводом для анекдотов («После укуса Каспарова полицейский начал ходить конем»), но и для возбуждения уголовного дела.

Из зала суда

Для того чтобы озвучить приговор, судье Марине Сыровой потребовалось около трех часов. С первых минут стало понятно, что подсудимые полностью признаны виновными в инкриминируемом преступлении. Напомнив позицию Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, судья констатировала, что суд пришел к выводам об их виновности «исходя из анализа показаний как самих подсудимых, так и других доказательств». «Виновность подсудимых, несмотря на отрицание ими вины, подтверждается совокупностью доказательств», — сказала она, положив в основу приговора показания потерпевших и свидетелей. Их судья сочла «достоверными» и не противоречащими материалам дела.

Довольно долго Марина Сырова зачитывала показания девяти пострадавших, которыми были признаны работники и охранники храма. Одна из них — свечница Любовь Сокологорская — в суде заявила, что «ее чувства как верующей были оскорблены, но политического мотива в действиях подсудимых не было, лозунгов не было, были лишь лозунги, оскорбляющие верующих».

Сырова акцентировала внимание на тех показаниях потерпевшей, которые свидетельствуют о том, что подсудимые хотели «вызвать чувства гнева и ненависти в верующих на последней неделе перед Великим постом».

Она также огласила обнаруженную у кого-то из подсудимых записку, в которой звучали слова оскорбления в адрес сотрудников правоохранительных органов и священнослужителей, а также письмо председателя совета муфтиев России. Последний заявил, что случившаяся 21 февраля «вакханалия дискредитирует статус храма и подобное поведение даже вне стен религиозного помещения является порицаемым».

Суд отверг версию подсудимых о том, их акция была политической и в их действиях отсутствовала религиозная ненависть и вражда. Судья отметила, что в храме не звучало политических лозунгов и не было произнесено имя Путина или других политиков.

Анализируя аргументы Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич, судья Сырова отметила, что они позиционируют себя как сторонники феминизма. Это движение не запрещено в России, однако ряд религий и их догматические основы не согласуются с феминизмом, сказала она.

Она добавила, что поведение подсудимых не соответствует канонам православной церкви как в храме, так и вне его, и порицается другими религиями. «Суд приходит к выводу, что действия Толоконниковой, Алехиной, Самуцевич и неустановленных лиц унижают и оскорбляют чувства значительной группы граждан, возбуждают в них ненависть и вражду и тем самым подрывают конституционные основы государства», — подытожила Сырова.

В финальной части приговора судья напомнила, что у всех девушек выявлены расстройства личности, однако в момент инкриминируемых преступлений они были вменяемыми и могли в полной мере осознавать характер и общественную опасность их действий.

«Толоконникова имеет смешанное расстройство личности об этом свидетельствует активная жизненная позиция, отстаивание социальных ценностей, повышенный уровень притязаний, склонность к категоричному выражению своего мнения. Имеющиеся у Толоконниковой особенности психики не сопровождаются когнитивными расстройствами, в период инкриминируемого деяния осознавала полностью, в принудительном лечении не нуждается. Самуцевич имеет смешанное расстройство личности — упорство и категоричность в отстаивании мнения — и тоже не нуждается в принудительном лечении. У Алехиной признаки эмоционального неустойчивого расстройства личности — преобладают черты демонстративности, завышенный уровень самооценки, манипулятивность, пренебрежение общепринятыми нормами и правилами, склонность к суицидальному шантажу, наблюдается склонность к оппозиционным формам поведения…», — зачитала судья.

Судья не нашла отягчающих обстоятельств, но признала наличие смягчающих: наличие у Толоконниковой и Алехиной малолетних детей (дочери и сына 4-х и 5 лет), положительные характеристики подсудимых с места учебы, а также тот факт, что все трое, включая Екатерину Самуцевич, впервые привлекались к уголовной ответственности. Она упомянула, что суд учитывает мнение потерпевших, которые не настаивали на строгом наказании и оставили его на усмотрение суда, однако подсудимые совершили «тяжкое» преступление и им может быть назначено наказание только в виде лишения свободы — сроком на 2 года.

Адвокаты хотя и прогнозировали реальный срок, но все же оказались не готовы к услышанному. Они назвали решение «беззаконием и расправой» и пообещали обжаловать его в Мосгорсуде. «Невиновным людям дали два года лишения свободы, несмотря на то, что в их поддержку выступило огромное число людей по всему миру», — сказал адвокат подсудимых Марк Фейгин.

Он опасается, что его осужденных этапируют в колонию, где им может грозить опасность. «Колония — это реальная опасность для жизни и здоровья любой из трех наших подзащитных», — сказал адвокат, добавив, что не уверен в том, что в местах лишения свободы их безопасность будет охраняться должным образом.

Слова адвокатов заглушали стихийные акции в поддержку осужденных. Узнав об озвученном сроке, толпа начала скандировать «Свободу!». Полиция задержала около 60 человек. Со здания посольства Турции сняли и отвезли в полицейский участок девушку, которая забралась на крышу, надев шапку-балаклаву.

Оскорбят ли ДТП чувства верующих

Сегодня через полтора часа после оглашения приговора участницам группы Pussy Riot стало известно, что Никулинский суд Москвы санкционировал арест на два месяца иеромонаха Илии, подозреваемого в совершении ДТП с летальным исходом. Если его вина будет доказана, то ему может грозить до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством до трех лет. Это максимальная санкция по ч. 5 статьи 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), которая ему вменяется. О санкции суда сообщает РАПСИ со ссылкой на пресс-секретаря суда Арсена Погосяна.

Иеромонах Илия (в миру Павел Семин) стал участником ДТП на Кутузовском проспекте, произошедшего в ночь на 16 августа, в результате которого погибло два человека. Внедорожник Mercedes Gelandewagen, за рулем которого предположительно находился Павел Семин, въехал в группу дорожных рабочих, двое из которых погибли.

На Gelandewagen были номера серии АМО77, которая принадлежит администрации Москвы. После происшествия водитель бросил авто и скрылся. Был ли Семин за рулем, не сообщается.

В блогах распространяются фотографии 26-летнего Павла Семина в автомобиле Porsche Cayenne (стоимость авто от 3 до 7 млн рублей). По информации пресс-службы Московского патриархата, он принял монашеский постриг 14 марта 2009 года, в храме Илии Пророка в Черкизове. В сообщении же говорилось, что он является секретарем епископа Дмитровского Александра. В ряде СМИ появилась информация о том, что сейчас он является помощников главы Управления Делами Патриархии Москвы. Однако в Московском патриархате эту информацию опровергли, указав, что в штате управделами патриархии он не состоит. Московский патриархат, как сообщается, по результатам проверки в отношении причастности Семина к ДТП, поставит вопрос о дальнейшем его пребывании в священном сане. Сейчас ему запрещено священнослужение.

В день оглашения приговора участницам группы Pussy Riot Московский патриархат был вынужден сообщить о запрещении священнослужения еще одному священнику — игумену Тимофею (в миру Алексею Подобедову), который тоже стал участником ДТП.

Его случай разбирают в дисциплинарной комиссии Московской городской епархии. ДТП с его участием произошло 31 июля этого года в районе Зацепского вала. Игумен Тимофей (в миру Подобедов Алексей Радиевич) ехал в синем родстере BMW Z4 с дипломатическими номерами посольства Мальты и на скорости врезался в ехавший впереди Volkswagen Touareg, от удара тот вылетел на встречную полосу и врезался в Toyota Corolla. По свидетельствам очевидцев, игумен был нетрезв и отказался от медицинского освидетельствования. Его представитель утверждает, что перед аварией Игумен Тимофей принимал лекарства.

По информации Центрального благочиния Московской Епархии, игумен Тимофей является настоятелем храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке (соседнем с храмом Христа Спасителя), а также домового храма святых мучеников Флора и Лавра при бывшем Ермаковском училище. Он был пострижен в монашество 5 апреля 1996 года, в апреле 2006 года возведен Святейшим Патриархом Алексием II в сан игумена, а в октябре того же года назначен настоятелем храма Илии Пророка в Обыденском переулке.

По информации «СПАРК», он же является директором АНО «Содействие», зарегистрированной в Москве на Славянском бульваре. Профиль организации: «прочая вспомогательная деятельность воздушного и космического транспорта»

Ранее в этом году игумен Тимофей уже оказывался в центре скандала, когда крестил дочь Филиппа Киркорова, в ходе крещения отец ребенка взошел на амвон (что делать запрещено правилами церкви). Кроме того, игумена Тимофея критиковали за то, что он крестил ребенка от суррогатной матери, что также осуждали церковные священнослужители.