Сегодня в Хакасии проходят траурные мероприятия по погибшим в аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. В мероприятиях принимают участие глава республики Виктор Зимин, представители «РусГидро», губернатор Московской области Сергей Шойгу и вице-губернатор Подмосковья Руслан Цаликов, которые в 2009 году занимали посты главы и первого заместителя главы МЧС.

Чиновники осмотрели машинный зал, поинтересовались ходом восстановительных работ. Зимин и Шойгу спустились на отметку 310 станции, где возложили цветы перед портретами 75 погибших, передает пресс-служба правительства Хакасии. Шойгу также побывал в часовне, построенной на территории СШГЭС в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая расположена в поселке Черемушки республики Хакасия произошла 17 августа 2009 года в 8:15 утра местного времени. По официальной версии Ростехнадзора, причиной аварии стало «усталостное разрушение шпилек», которые крепили крышку турбины. В результате ее сорвало, а вода под давлением вырвалась из шахты гидроагрегата, разрушая машинный зал, оборудование и строительные конструкции. Автоматика СШГЭС также была разрушена. Тогда погибло 75 человек, пострадало 95. СШГЭС была полностью остановлена, все 10 агрегатов были разрушены. Эта авария стала крупнейшей в истории российской гидроэнергетики.

Над ликвидацией последствий аварии работали более 2,7 тысячи человек. Было разобрано свыше 5 тысяч кубометров завалов. Авария произошла в кризисный 2009 год, и к восстановительным работам было привлечено 1,5 тысячи безработных жителей республики. Это примерно пятая часть от всех зарегистрированных в Хакасии на сентябрь 2009 года безработных.

«Заплатили за работу, как и предполагали — мизер»

ИА «Хакасия» в годовщину трагедии приводит свидетельства одного из ликвидаторов аварии, сотрудника Красноярскгэсстроя Алексея (его фамилия не называется). По его словам, работа по ликвидации последствий аварии проходила 24 часа в сутки — люди работали в две смены по 12 часов. «Задачу перед нами поставили такую: зачищать, разгребать завалы мусора, складывать его в бадью. Сначала металл, в основном, медь, потом кирпич и бетонные осколки. Так как крановые пути были разрушены, работал только один кран, цепляя то там бадью, то там… Честно говоря, работали без желания. Все равно нам ставили не по 12, а по 8 часов, ничего не обещали, да и начальство тоже должно кушать. И заплатили за работу, как и предполагали — мизер. Техники безопасности никакой не было. Да и так на пороховой бочке живем. Вниз никто не спускался, там темно. На выходе проверяли металлоискателем, чтобы их медь и другие драгметаллы, теперь уже металлолом, цветмет, никто не выносил с ГЭС».

Агентство со ссылкой на местных жителей сообщает, что первые несколько часов после аварии информация о ней распространялась только по так называемому «сарафанному радио». Официальная информация в СМИ начала появляться 17 августа ближе к 13 часам дня. Сотовая связь работала с перебоями, в городе началась паника. В магазинах начали скупать крупу, свечи и хлеб. Жители Минусинска, к примеру, начали на собственном транспорте и такси съезжаться на Думную гору и Тараску, которые находятся на возвышенности.

Подсчет убытков

Ущерб от аварии компания «РусГидро» зафиксировала в своих финансовых результатах уже в III квартале 2009 года — чистая прибыль упала на 21,64%, до 7,5 млрд рублей (во II квартале чистая прибыль составила 9,6 млрд рублей). В самой компании уточняли, что убытки связаны с возникшей необходимостью дополнительно тратить средства на покупку электроэнергии, аварийно-восстановительные работы и ликвидацию последствий аварии.

В феврале 2010 года после запуска одного из гидроагрегатов СШГЭС тогда премьер Владимир Путин подверг критике руководство энергокомпаний, которые израсходовали не по назначению 66 млрд рублей из 450 млрд рублей инвестиционных средств. В числе вызвавших недовольство назывались Владимир Потанин, Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг и сенатор от Чувашии Леонид Лебедев. «66 млрд рублей ушло на текущую деятельность компаний, на покупку разного рода непрофильных активов, не имеющих отношения к электроэнергетике страны. Проедались или, прямо скажем, были направлены на спекулятивные цели», — заявил премьер.

В марте 2010 года «РусГидро» сообщала, что убыток от аварии составил 4,7 млрд рублей, в него был включен убыток от списания основных средств — 4,125 млрд рублей (его компенсировала страховая компания). Кроме того, компания была вынуждена нести затраты на замещение электроэнергии СШГЭС после остановки станции для исполнения обязательств по контрактам. Они составили 2,6 млрд рублей (для сравнения в 2008 году эти затраты составляли 1,4 млрд рублей). Еще в 2009-2012 годах «Русгидро» выплатила 171 млн рублей материальной помощи семьям пострадавших и погибших в аварии.

Урон был нанесен и экологии региона, в частности, Майнскому водохранилищу из-за масляного пятна — в Енисей тогда вылилось 40 тонн машинного масла.

Восстановительные работы обойдутся в 40 млрд рублей. Фото: РИА Новости

Стоимость восстановительных работ СШГЭС, которые продолжаются до сих пор, составит в общей сложности 40 млрд рублей.

В 2011 году начался второй этап восстановительных работ, в ходе которого в машинном зале СШГЭС планируется установить 10 новых гидроагрегатов.

Саяно-Шушенскую ГЭС полностью восстановят только в 2014 году. Фото: РИА Новости

В «РусГидро» накануне сообщили, что на СШГЭС приступили к монтажу узлов и укрупненных блоков гидроагрегата №9. Ожидается, что полностью СШГЭС будет восстановлена только в 2014 году.

Кто виноват?

В настоящее время объем уголовного дела об аварии на СШГЭС составляет 1150 томов, в июне этого года Следственный комитет передал дело в Генеральную прокуратуру.

СК предъявил обвинения семерым сотрудникам СШГЭС по ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба). Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

В числе обвиняемых — директор СШГЭС Николай Неволько, главный инженер станции Андрей Митрофанов, его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко, а также три сотрудника службы мониторинга оборудования СШГЭС — ее начальник Александр Матвиенко, ведущий инженер по наладке и испытаниям Владимир Белобородов и ведущий инженер участка Александр Клюкач.

В 2011 году всем семерым было предъявлены обвинения по более мягкой статье ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека). По этой статье максимальное наказание составляет лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Но дело было прекращено за истечением срока давности, что вызвало большой общественный резонанс в республике. В дело был вынужден вмешаться Зимин, который провел встречу с представителем общественной организации «Ступени к жизни» (она объединяет родственников пострадавших в аварии на СШГЭС) и пообещал, что сделает все, чтобы уголовное дело дошло до суда.

В октябре 2009 года Ростехнадзор представил собственные итоги причин аварии. Ведомство сочло, что к этому причастны бывшие и нынешние руководители российской энергетической отрасли. В числе виновных также назывался Анатолий Чубайс, который в 1998-2008 годах занимал пост председателя правления РАО «ЕЭС России» и утвердил акт о приеме ГЭС в эксплуатацию без «должной оценки действительного состояния безопасности СШГЭС». Однако затем парламентская комиссия, созданная для расследования причин аварии, признала, что Анатолий Чубайс не виноват в трагедии, подписать акт о приемке СШГЭС в эксплуатацию он должен был поставить в связи с «необходимостью».

МВД выявило еще одну возможную причину аварии на СШГЭС, выяснив, что в 2007 году сотрудники подрядчика СШГЭС — «Гидроэнергоремонт» — украли 24 млн рублей, которые предназначались для ремонта третьего и восьмого гидроагрегатов.