Ассанж и Pussy
Если бы Ассанж воспользовался средствами контрацепции в Стокгольме, то британская полиция не устраивала бы осаду эквадорского посольства в Лондоне
Читать на полной версииВ четверг британская газета The Daily Telegraph отчасти в шутку, отчасти всерьез написала, что после того, как англичане привыкли к вниманию всего мира за время проведения успешных Олимпийских игр, срочно требуется найти повод для того, чтобы вновь отвлечь нацию от мрачного состояния британской экономики. Таким поводом, по мнению DT, могла бы стать свадьба принца Гарри. Однако 27-летний брат принца Уильяма явно не торопится связывать себя брачными узами.
Но и без очередной королевской свадьбы Лондон вновь привлекает к себе внимание мировых СМИ: в центре города в районе Найтсбридж, по соседству с универмагом Harrods, разворачивается трагикомедия вокруг Джулиана Ассанжа. Основатель WikiLeaks накануне получил право на политическое убежище в Эквадоре, но воспользоваться им сможет, только если пророет тоннель из эквадорского посольства, помещающегося в нижнем этаже одного из многоквартирных домов престижного лондонского района.
Сегодня газета The Guardian, которая в свое время немало сделала для того, чтобы превратить Ассанжа в мировую знаменитость, пишет: между Англией и Эквадором разразился «полномасштабный дипломатический скандал».
Скандал из-за чего?
Английские власти умудрились на ровном месте вляпаться в историю, сопоставимую по масштабу абсурда с судом над Pussy Riot. Только что англичане доказали, что могут мастерски, не привлекая излишнего внимания, обеспечивать безопасность миллионов людей в сложнейших условиях современной Олимпиады. Сейчас десятки полицейских в ярких светоотражающих жилетах пугают жителей респектабельного района Лондона, а над городом кружит вертолет с телевизионщиками, как если бы произошел кровопролитный теракт. И все из-за того, что в посольстве южноамериканской республики, которое из-за недостатка средств разместилось в квартире жилого дома, укрылся скандальный программист Джулиан Ассанж.
Для придания окончательного сходства с безумием из-за Pussy Riot не хватает только присутствия перед телекамерами полицейской собаки.
В действительности между судом над российской панк-группой и перипетиями дела Ассанжа существует множество, в том числе, стилистических параллелей. Начать со скандального названия российской группы и того преступления, из-за которого австралийскому правдоискателю грозит суд в Швеции. Если отбросить подробности, вина Ассанжа в том, что он не использовал презерватив, когда вступил в половой акт со шведской барышней, которая вполне добровольно запустила его в свою постель. То есть, продолжая рассуждать в той же логике абсурда, которая сейчас одновременно разворачивается на наших глазах в Москве и в Лондоне, если бы Ассанж воспользовался средствами контрацепции, то британская полиция не готовилась бы к штурму эквадорского посольства, отпугивая посетителей самого дорогого дворца китча, каким является соседний Harrods.
Нагромождение абсурда еще и в том, что Россия, власти которой за последние годы не явили собой пример бережного отношения к СМИ, в данном случае выступает на стороне гонимого поборника абсолютной свободы слова. Из всех мировых телеканалов только Russia Today предложила Ассанжу вести программу. Одним из последних эфиров Ассанжа на RT стало интервью с эквадорским президентом Рафаэлем Корреа.
Комичность этой ситуации усугубляется личностью эквадорского лидера и характером его режима. У Корреа не так много нефти, как у Уго Чавеса (зато гораздо больше бананов), потому он не столь известен в мире, — а хочется. И точно так же, как в Венесуэле, харизматические особенности эквадорского лидера не в состоянии оценить местные журналисты. Поэтому правительство Корреа их преследует, подвергает штрафам и всячески над ними измывается. Репутация Эквадора в области средств массовой информации — одна из худших в западном полушарии. И тут вдруг предоставляется такой блестящий шанс одним театральным жестом выступить в роли защитника свободы слова. То есть Джулиана Ассанжа.
Что, между прочим, далеко не одно и то же. Потому что в отличие от тех же эквадорских газетчиков, которые работают в условиях авторитарного режима и рискуют головой за каждую из своих заметок, материал для которых добыт легальными средствами, Ассанж похищал целые массивы данных во вполне цивилизованных странах, толкая их граждан на уголовные преступления. Одному из его добровольных помощников, молодому американскому сержанту Брэдли Мэннингу сидеть в тюрьме до конца жизни. Соверши Ассанж нечто подобное в отношении российских государственных секретов, вряд ли Russia Today предоставила бы ему свой эфир.
Правительство Англии в этой истории до недавнего времени было, в общем-то, совершенно ни при чем. Оно даже не особенно пострадало от утечек WikiLeaks. Но Ассанж скрывался в Англии от шведских властей, исполненных нордической решимости покарать его за его чудовищные, в глазах Стокгольма, преступления, и британскому суду пришлось как-то на это реагировать. Хотя в России не принято верить в независимость суда где бы то ни было (что на фоне фарса с судом над Pussy Riot и другими подобными вполне объяснимо), фактическая сторона дела заключается в том, что правосудие, не особенно поспешая, шло своим независимым чередом, и суды всех инстанций пришли к выводу: Британия не имеет оснований укрывать Ассанжа от суда в Швеции.
Это неприятное для сторонников конспиративных теорий обстоятельство. В нашей ментальности было бы гораздо проще предположить, что английские власти сговорились с американцами и шведами выдать Ассанжа в Стокгольм, а оттуда — в Вашингтон, где правдорубу якобы светит пожизненное заключение или смертная казнь (в действительности, как напоминает The Wall Sreet Journal, против Ассанжа в Америке пока не выдвинуто ни одного обвинения).
На самом деле абсурдная ситуация с осадой эквадорского посольства в Лондоне как раз и проистекает из демократического характера британского государства. Будь по-иному, основателя WikiLeaks просто не выпустили бы из-под стражи до приговора, как не выпустили в Москве участниц Pussy Riot. А если бы вдруг выпустили, то установили бы за ним слежку, и тогда Ассанж не смог бы беспрепятственно переступить порог суверенного эквадорского посольства.
Более того, своими топорными действиями британское правительство, насколько хватает ума, защищает независимость британского суда принимать те решения, которые тот принимает. Это повышает капитализацию Королевского суда (весь мир хочет предаваться суду в Лондоне), но не способствует росту престижа Британии как государства.
Теперь австралийский программист живет в спартанских условиях южноамериканского диппредставительства, которое, по свидетельству газеты The New York Times, представляет собой весьма «скромную квартиру». Ради знаменитого гостя дипломаты превратили небольшой кабинет в некое подобие спальни, в которой кровать заменяет надувной матрас. Из всех удобств цивилизации в распоряжении Ассанжа имеется компьютер, позволяющий ему выходить на связь с WikiLeaks.
Эквадорская кухня, в которой обильно используются бананы и арахис, видимо, не по вкусу австралийцу: обед ему заказывают в ресторане (чем не повод подсыпать в фиш энд чипс немного полония?).
В разговорах со знакомыми эквадорские дипломаты жалуются на определенные неудобства, которые создает для них присутствие Джулиана. Дело в том, что в силу особенностей своей карьеры австралиец привык к кочевому образу жизни, когда он подолгу пользовался гостеприимством своих друзей и сторонников. Один из их рассказал NYT, что за те несколько месяцев, что Джулиан жил в его квартире, австралиец едва не замучил кошку. Кроме того, за все время пребывания в квартире друга он ни разу не спустил за собой воду.
Есть все основания предполагать, что эквадорским дипломатам в Лондоне придется еще долго мириться с неудобствами сожительства с их знаменитым гостем. А тому еще нескоро удастся увидеть дневной свет (в его комнате нет окон). Но такова уж логика абсурда, которая приобрела в этом деле собственную инерцию.
Эквадорское правительство, получившее бесплатную рекламу едва ли не в больших объемах, чем Казахстан от приключений Бората, намерено не упустить ни одной минуты эфирного времени на мировых телеканалах.
Английское правительство, попавшее в глупейшую ситуацию, теперь не может превратить свои законы в посмешище и будет защищать их до тех пор, пока они и в самом деле не станут таковым.
Нет сомнений в том, что в Англии не только Пол Маккартни, но и многие британские чиновники сочувствуют участницам группы Pussy Riot. Своими практическими действиями они, однако, помогли мировым СМИ забыть о том, что в пятницу, в день вынесения приговора участницам панк-молебна, назначены акции в их защиту в трех десятках государств. У телеканала Russia Today есть теперь законные основания освещать не события в Хамовническом суде Москвы, а осаду жилого дома в лондонском районе Найтсбридж.