Эксперт пожаловался на обидчиков РПЦ в Генпрокуратуру
Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов обратился в Генпрокуратуру с требованием проверить на экстремизм критиков РПЦ и прежде всего — Общество защиты прав потребителей, которое выступает за изгнание торговцев из храма
Читать на полной версииНа защиту РПЦ и патриарха Кирилла встал глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, обратившийся накануне в Генеральную прокуратуру. Он написал шесть заявлений, в одном из которых требует проверить деятельность Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) на предмет наличия экстремизма, а также соответствия статье 282 УК РФ в части разжигания национальной, религиозной и социальной розни.
Поводом послужило обращение в Хамовнический суд в июне этого года Межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» по поводу того, что Храм Христа Спасителя нарушает законодательство в сфере защиты прав потребителей и ведет торговлю без информации о правилах продажи товаров, оформленных ценников, кассовых аппаратов. В исковом заявлении было указано, что помещения Храма используются не по назначению, а религиозная деятельность ведётся лишь на 7% площади храма.
Ответчиком выступала Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Фонд ХХС, в доверительном управлении которого находится здание храма, размер доходов от коммерческой деятельности не сообщает. Согласно действующему законодательству религиозные организации имеют ряд налоговых льгот. Фонд ХХС в этом году получит субсидии от правительства Москвы в размере 372 млн рублей.
В июне Фонд Храма Христа Спасителя обратился в прокуратуру с требованием привлечь к ответственности ОЗПП за распространение сведений, порочащих его деловую репутацию. А Владимир Вигилянский, тогда занимавший пост главы патриаршей пресс-службы, утверждал, что в Храме Христа Спасителя РПЦ ничего не принадлежит.
Здание и земля под ним принадлежат Москве, а Фонд ХХС является управляющей компанией, которая для содержания храма ведет коммерческую деятельность.
Судья Хамовнического суда Игорь Кананович 10 июля вынес решение в пользу ответчика. Он заявил, что торговли в ХХС нет, а есть «безвозмездное одаривание по рекомендованной цене».
ОЗПП подало апелляционную жалобу на решение Хамовнического районного суда, и 9 августа 2012 года обжаловало это решение в Мосгорсуде.
Определение Хамовнического суда в ОЗПП называют «доселе неизвестной науке формой публичных правоотношений». Правозащитники обратились с открытым письмом к Нобелевскому комитету, в котором просят присудить премию по экономике за открытие формулировки патриарху Кириллу и судье Хамовнического суда Игорю Канановичу.
«Экономическая мысль не стоит на месте и, как известно, нет предела человеческому гению. Что наглядно и ярко продемонстрировали в июле этого года два российских ученых мужа: видный экономист-самоучка Владимир Гундяев (он же — Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл) и правовед Игорь Кананович (он же — федеральный судья Хамовнического районного суда города Москвы). Они не только сделали выдающиеся открытие… но и нашли ему практическое применение», — говорится в письме.
Сотрудники государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 8 августа начали проверку ХХС, инициированную ОЗПП.
Чаша переполнена
Все вместе — иск ОЗПП в отношении ХХС, проверка, письмо в Нобелевский комитет — оскорбляет патриарха Кирилла, подрывает экономические основы деятельности церквей и приходов, срывает программу строительства 200 храмов в новых районах Москвы, говорит BFM.ru Кирилл Фролов.
Предстоятеля РПЦ политолог Кирилл Фролов называет «одним из самых уважаемых людей в России». В то же время деятельность критиков Церкви он называет ««антигосударственной», «массовыми гонениями на РПЦ», а самих критиков — «воинствующими безбожниками».
«То, что они ему [патриарху Кириллу] инкриминируют, не соответствует действительности. В храмах действительно осуществляются пожертвования, и на них, когда люди приобретают предметы, связанные со своими религиозными потребностями, существуют приходы РПЦ. И ОЗПП предлагает меры по удушению этих приходов, предлагая признать пожертвования торговлей. Церковь всегда существовала на пожертвования, ничего нового, и здесь патриарх Кирилл не придумывал. И этот указывает на то, что ОЗПП поставила целью любой ценой дискредитировать патриарха».
Фролов утверждает, что перед тем как обратиться в Генпрокуратуру, он общался с представителями храмов и приходов, и они подтвердили ему, что храмы и приходы будут испытывать сложности из-за требований ОЗПП признать «пожертвования» торговлей.
В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех… и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:13-16).
«Решение Хамовнического суда может привести к правовым коллизиям»
Михаил Аншаков, глава ОЗПП, об обращении Кирилла Фролова в Генеральную прокуратуру узнал в пятницу из новостей. Он уверен, что обращение поступило не по адресу — «подобного рода вопросы не находятся в компетенции прокуратуры», говорит он.
«Если некоторые граждане, близкие к патриарху, считают, что выдвижение на Нобелевскую премию является оскорблением чувств верующих и экстремизмом, скоро, наверно, у нас за анекдоты сажать будут», — прокомментировал он BFM.ru.
Он рассказал, что изначально письмо Нобелевскому комитету было призвано лишь привлечь внимание к проблеме, которая заключается в том, что «РПЦ и Московский патриархат поставлены в особые условия, для них создан особый правовой режим, при котором она может торговлю называть не торговлей».
Торговля на территории ХХС является притворной сделкой, когда под видом одной сделки совершается другая, говорит Аншаков.
Он указывает, что решения по их иску в суде выносились по «политическим соображениям» с процессуальными нарушениями и ошибками.
Решение Хамовнического суда может привести к правовым коллизиям, считает он. «Сейчас никто не помешает другой коммерческой организации зарегистрироваться как религиозная организация и распространять православные iPhone и iPаd, окропленные святой водой. Печальные последствия будут для потребителей, потому что любой прихожанин храма не покупает, а получает предметы в дар. А если он получает в дар товаров более чем на 4 тысячи рублей в год в этом храме, то он должен заплатить подоходный налог: 13% российский гражданин, и 30% — иностранный. Получается, миллионы прихожан являются правонарушителями», — комментирует Аншаков.
Узнав о жалобе Фролова в Генпрокуратуру, глава ОЗПП заверил BFM.ru, что письмо в Нобелевский комитет все-таки будет отправлено.
Не забудем, не простим
Кирилл Фролов за последние полтора месяца также направил обращения в прокуратуру с просьбой проверить на экстремизм и разжигание религиозной розни политолога Станислава Белковского, активиста «Левого фронта» и РКРП-РПК Артема Буслаева за их высказывания, в том числе в адрес РПЦ, патриарха Кирилла и представителей церкви.
Также Фролов потребовал от Генпрокуратуры проверить церемонию вручения наград за самые сомнительные достижения «Серебряная калоша» на экстремизм. После того, как награду в номинации «Руки по локоть в чудесах» получил патриарх Кирилл — за скандал с ретушированной фотографией.
Еще два обращения Фролов направил по поводу срыва богослужения во временном храме на Ходынском поле и попыток срыва строительства храма св. Царственных страстотерпцев в 6-м Новоподмосковном переулке.
«Генеральная прокуратура внимательно рассматривает все наши иски, и я как на работу хожу в различные центры по борьбе с экстремизмом. В подразделениях МВД я теперь провожу значительную часть своего времени. Прокуратура адресует это профильным структурам МВД», — заявил он в беседе с BFM.ru.
«Ситуация больше похожа на информационную, медийную и аппаратную войну»
«Подобные противоречия начались еще с принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма весной этого года, затем все усугубилось началом рассмотрения в суде дела Pussy Riot. Сейчас все это переросло в конфликт, который вызывает нездоровый ажиотаж в обществе», — говорит BFM.ru заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин. — Стороны немного заигрались. И ни одна из сторон не может пойти на первый шаг [в переговорах]. Получается, РПЦ щиплют за очень чувствительные места — коммерческая деятельность, не совсем понятный общественный статус патриарха Кирилла, довольно большие расходы на обслуживание епархии и так далее. С другой стороны, борьба за моральный облик, которую начала РПЦ, вызвала неудовольствие со стороны тех, кто видит этот облик немного иначе. Ситуация больше похожа на информационную, медийную и аппаратную войну».
Политолог полагает, что реагирование структур власти на подобные иски и попытка поддержать позицию одну из сторон принесла бы большое количество минусов.