Кто подставил Мобилбанк и банк «Камчатка»
Центробанк отозвал лицензии сразу у двух банков: ижевского Мобилбанка и банка «Камчатка» (Петропавловск-Камчатский). Первый стал жертвой несуществующих госбумаг, второй — воров
Читать на полной версииБез лицензий остались два региональных банка — Мобилбанк и «Камчатка». В обоих банках введена временная администрации — до момента назначения конкурсных управляющих либо ликвидаторов. Полномочия исполнительных органов кредитных организаций приостановлены. Об этом говорится в сообщениях департамента внешних и общественных связей Банка России.
Лицензии отозваны в связи с неисполнением Мобилбанком и банком «Камчатка» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов регулятора, а также из-за того, что банки стали неспособны удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам.
Кроме того, у банков за последний месяц достаточность капитала упала ниже 2%: так, у банка «Камчатка» размер собственных средств (капитала) на 1 июля зафиксирован на уровне ниже минимального значения, установленного регулятором на дату государственной регистрации кредитной организации, то есть ниже 180 млн рублей.
При вынесении решении об отзыве лицензии также учитывалось неоднократное применение к банкам мер, предусмотренных федеральным законом о Центробанке.
«Отзывы лицензий являются закономерным продолжением борьбы Банка России с искажением кредитными организациями своей отчетности, с неадекватной политикой по созданию резервов на возможные потери, с манипуляциями и фальсификациями данных о капиталах банков», — комментирует директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Трусов.
Мобилбанк хранил на своем балансе несуществующие госбумаги
ОАО «Мобилбанк» — небольшая кредитная организация, которая была зарегистрирована в Ижевске в октябре 1990 года. Работал на рынке долговых ценных бумаг, кредитования и обслуживания корпоративных клиентов, а также с вкладами населения. Акционерами банка являются Александр Хохолков (50,33%), Юрий Ушаков (18,74%), Александр Ермаков (13,54%), Александр Чепик (10,07%), Степан Мелконов (7,32%).
«Мобилбанк проводил высокорискованную кредитную политику, размещая средства в низкокачественные активы и не создавая адекватные резервы на возможные потери, что привело к возникновению в его деятельности оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), — говорится в сообщении ЦБ. — В связи с потерей ликвидности кредитная организация не обеспечивала своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Акционерами и руководством ОАО «Мобилбанк» не были приняты действенные меры по восстановлению его платежеспособности».
Практически 50% активов Мобилбанка составляли вложения в ценные бумаги, отмечает Евгений Трусов. На последнюю отчетную дату до отзыва лицензии, то есть на 1 июля, вложения банка в ценные бумаги составляли 743 млн рублей при общей сумме активов 1,6 млрд рублей. При повышенном внимании Банка России к операциям с ценными бумагами, банк, показывающий убыток на протяжении почти всего 2011 года, не мог не привлечь внимания Банка России, считает Трусов. Убыток банка за год — с июля 2011 года — увеличился с 17 до 113 млн рублей.
Мобилбанк начал нарушать нормативы Центробанка с 20 июня: норматив достаточности капитала Н1 снизился до 6,75%, тогда как еще 1 июня он был существенно выше порога 10% и составлял 27,75%, отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Такое снижение он объясняет тем, что 20 июня банк был вынужден нарастить резервы по долговым обязательствам — они выросли на 239,6 млн рублей, сразу до 328,7 млн. Скорее всего, ЦБ во время проверки потребовал досоздать резервы по ценным бумагам, что привело к резкому снижению капитала банка, который на 1 июня составлял 327,9 млн рублей, и стало причиной нарушения норматива Н1.
Осадчий обращает внимание на то, что резервы должны были быть созданы и по долговым обязательствам Российской Федерации, находившимся в портфеле банка. При этом, что это за облигации РФ, под которые нужно активно досоздавать резервы, неясно, так как бумаги Минфина всегда имеют высшую категорию надежности и формировать под них резервы не нужно вообще.
Эксперт провел аналогию с Витас Банком, у которого до отзыва лицензии норматив достаточности капитала с 1 апреля по 1 мая 2012 года вырос с 10,51% до 25,04%. Причина столь стремительного улучшения — поступление активов на счет «долговые обязательства Российской Федерации». На счет этого банка были зачислены выигрышные облигации 1982 года, учтенные по номиналу, то есть рубль советского периода был, несмотря на неоднократные деноминации, приравнен к современному российскому рублю. Общая сумма зачисленных бумаг составила 2 млрд рублей.
«Можно сделать предположение, что Витас Банк, приобретший облигации государственного внутреннего выигрышного займа СССР 1982 года, и пытавшийся их отразить в отчетности по номиналу, не одинок», — говорит Максим Осадчий, имея в виду Мобилбанк.
Остальные же долговые обязательства в портфеле Мобилбанка были, судя по требовании о 100-процентном резервировании под них, пустышками, что напоминает историю с Хлебобанком, у которого в активах были обнаружены несуществующие ценные бумаги на 3,3 млрд рублей, добавляет Осадчий.
За июнь 2012 года Мобилбанк девять раз нарушил норматив достаточности капитала (Н1), столько же раз нарушил норматив долгосрочной ликвидности (Н4), два раза — норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), девять раз — норматив совокупной величины риска по инсайдерам (Н10.1), отмечает Евгений Трусов.
Банк «Камчатка» был обворован
В банке «Камчатка» была «выявлена крупная недостача наличных денежных средств в кассе, что привело к полной утрате его собственных средств (капитала)», сообщает Центробанк. «При этом кредитная организация оказалась неспособной своевременно исполнять обязательства перед кредиторами. Руководством и собственниками банка не приняты меры по его финансовому оздоровлению», — сообщается в пресс-релизе регулятора.
Учредителями банка являются 10 физических лиц и пять компаний, зарегистрированных в форме обществ с ограниченной ответственностью, а также ФГУП «Камчатавтодор». Банк работает с 1993 года, лицензия на работу с физическими лицами была получена в 2000 году.
«По данным отчетности коммерческого банка «Камчатка» кредитный портфель банка на 1 июля 2012 года составил около 400 млн рублей, вложения в ценные бумаги — ноль рублей при общем объеме активов около 850 млн рублей», — говорит Евгений Трусов.
В кассе банка «Камчатка» 27 июля была выявлена недостача в 145 млн рублей. «Брешь в банке образовалась поэтапно, единовременного выноса денег не было», — ранее цитировало РИА «Новости» заместителя начальника управления экономической безопасности УМВД по Камчатскому краю Игоря Ткачука.
За три дня до этого, то есть 24 июля, в банке «Камчатка» сменилось руководство. Экс-президент банка Юрий Петров уехал из края. Заведующая кассой тоже поменяла место жительства. Представители правоохранительных органов сообщили, что у них не было оснований для задержания Петрова на момент возбуждения уголовного дела (пункт «б» 4 ч. 158-й статьи УК РФ, кража в особо крупном размере).
«Недостача в 145 млн рублей при капитале банка в 206,6 млн рублей привела к снижению капитала ниже критической планки 180 млн рублей», — отмечает в беседе с BFM.ru Максим Осадчий.
Операции с наличными средствами, когда значительная часть капитала на бумаге содержится в кассе банка, а по факту ее там нет, Трусов называет одним из «популярных» способов фальсификации капитала.
Согласно официальной отчетности Мобилбанка, объем привлеченных во вклады средств физических лиц на последнюю отчетную дату — 1 июля этого года — составил около 470 млн рублей, а объем вкладов физических лиц в банке «Камчатка» — около 210 млн рублей.
Обе кредитные организации входят в систему страхования вкладов. В течение двух недель Агентством по страхованию вкладов будут объявлены банки-агенты, которые будут производить выплату денег населению. На сайте АСВ указано, что в страховые выплаты клиентам банка «Камчатский» и Мобилбанка начнутся не позднее 23 августа.