Сегодня правительство рассмотрит концепцию новой федеральной целевой программы — «Пожарная безопасность до 2017 года». Один из разделов касается работы системы оповещения людей о чрезвычайной ситуации. На прошлой неделе система была протестирована в нескольких городах. Самым заметным ее элементом стали знакомые многим только по фильмам воющие в городе сирены.

Как должна работать современная система оповещения? И как добиться грамотной реакции на её работу?

О системах оповещения людей о ЧС вспомнили не столько в связи с пожарами, сколько после трагедии в Крымске. Говорили даже, что если бы она работала и была задействована вовремя, жертв было бы гораздо меньше. А то и не было вовсе. Однако мало кто из рядовых граждан сейчас представляет себе, что такое система оповещения. Первая ассоциация — это воющая в городе сирена. А первая мысль — что это что-то из далекого прошлого. И в самом деле, представить себе завывание сирен на порядок громче пожарной машины или скорой помощи в современном городе очень сложно. Сирена, конечно, не единственный способ, отмечает начальник Научно-исследовательского центра профилактики пожаров и предупреждения ЧС с пожарами Ирэк Хасанов:

«В старые добрые, как говорится, советские тогда, людей обучали, тренировали, там ГО была, немножко потеряно в 90-е годы это направление, сейчас стараются министерства как-то использовать, конечно, не сирену только лишь, это лишь один из элементов оповещения людей при пожаре. А в целом сейчас я думаю, что это и сотовые операторы, и телевизионные программы, и интернетовские вещи, я думаю, что они задействованы».

Систему оповещения населения о ЧС недавно попытались вспомнить и внедрить обратно, даже испытали в ряде городов. Включая Санкт-Петербург. Но особого успеха испытание не имело. Тестовое оповещение сработало настолько слабо, что большинство людей просто не поняли, почему по городу ездят машины МЧС, работают громкоговорители и порой начинает выть сирена. При этом опрошенные журналистами люди в ответ на вопрос об их реакции, если бы это было настоящее предупреждение, чаще всего отвечали, что они бы его проигнорировали. И немудрено — моделям поведения в случае ЧС нужно учить, напоминает замглавы экспертно-консультационного центра «Пульс-Пожстрой Инжиниринг» Владимир Королев:

«Дело в том, что какие бы современные системы на сегодняшний день оповещения мы бы не устраивали и не придумывали, они бессмысленны, если народ о них не будет знать. То есть надо народ сначала обучить, надо народ в принципе приучить к тому, что реакция на такие системы должна быть однозначная, и перечень тех действий, которые он должен осуществить при получении такого оповещения — он должен быть доступен и понятен каждому. А когда мы устраиваем системы, а люди об этом не знают — то смысл этого оповещения?».

Один из самых современных и модных вариантов массового оповещения о чем-то ужасном — смс-информирование. Во время последних тестов его реализовать не удалось. Так, например, в Петербурге смс-ки о тесте от МЧС получили только 200 000 абонентов «Мегафона». А в идеале должны были получить все, и всех трех основных операторов. В Ульяновске смс-ки вообще не пришли никому. К тому же, по опросам, почти половина абонентов, даже если бы получили такую смс, скорее приняли бы ее за проделку мошенников, чем за реальное предупреждение.

Александр Горлин, Business FM