У задания Хамовнического суда, где сегодня должны были выступить с последним словом участницы Pussy Riot, утром собралось около трех десятков сочувствующих. Несмотря на усиленные наряды полиции и двойной досмотр, некоторым из них удалось пронести плакаты. «Меня 40 минут не пускали, спрятала под платье», — похвасталась BFM.ru пенсионерка Валентина Владимировна. В руках она держала листок ватмана с надписями: «Свободу заложникам вертикали», «Свободу от беззакония и беспредела».

Первой выступила Надежда Толоконникова. «По большому счету процесс идет не над тремя вокалистками Pussy Riot, а над всей государственной системой РФ, которая вернулась к сталинским тройкам — следователь, судья и прокурор», — заявила подсудимая.

Она назвала процесс «политическим заказом» и объяснила, что мотивом выступления панк-группы в Храме Христа Спасителя 21 февраля стала «авторитарная политическая система».

«Мы искали настоящей искренности и простоты и нашли их в юродстве панк-выступления, — объясняла Надежда Толоконникова. — Первые лица государства стоят в храме с праведными лицами, но лукавят куда больше нашего».

Подсудимая отметила, что все больше людей, в том числе православных верующих, встают на защиту участниц панк-группы и даже молятся за них. «Они считают, что то, что мы сделали, не стоит пяти месяцев в СИЗО и тем более 3-х лет, как просил прокурор», — сказала Толоконникова.

Выяснилось, что подсудимая знает и про выступление певицы Мадонны, которая вчера во время концерта в Москве вышла на сцену в маске-балаклаве (наподобие тех, в которых провели свой панк-молебен феминистки) и надписью Pussy Riot на спине.

Ее речь изобиловала цитатами из Ветхого Завета и Евангелия. «Христос не зря был с блудницами и говорил: «я их прощаю». Но я почему-то не вижу этого на нашем процессе. Мне кажется, что сторона обвинения попирает христианство», — сказала Токолонникова.

«История большого сталинского террора ничему не учит…. приемы средневековой инквизиции воцаряются. Весь процесс нас отказываются слышать. У нас украли голос, — говорила подсудимая. — Я, как Солженицын, верю в то, что слово в итоге разрушит бетон. Я, Катя и Маша сидим в клетке, но мы не потерпели поражение».

В завершение Толоконникова процитировала слова одной из песен группы, пожелав, чтобы и они сбылись: «Откройте все двери, снимите погоны, почувствуйте с нами воздух свободы».

Вторая подсудимая — Мария Алехина — в суде цитировала уже упоминаемого ею Владимира Буковского: «Несчастна та страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем — как психическое расстройство».

Она также заявила, что об их невиновности «знает весь мир». «Премьер-министр Великобритании приветствует нашего премьера не словами об Олимпиаде, а вопросом, почему три невиновные девушки сидят в тюрьме», — сказала Алехина.

Подсудимая напомнила, что они искренне извинились перед потерпевшими, но их слова обвинитель трактовал как «так называемые извинения». «Для меня этот процесс имеет статус «так называемого», — резюмировала Алехина.

Третья подсудимая — Екатерина Самуцевич — в последнем слове отметила, что обычно на этой стадии процесса принято высказывать сожаление по поводу содеянного и раскаиваться. «Мне это не нужно, — сказала она. — Я жду обвинительного приговора. И мы суд вроде бы проиграли. Но на самом деле мы выиграли», — заявила она.

Ожидалось, что приговор по делу Pussy Riot будет оглашен до конца недели, но судья Марина Сырова взяла тайм-аут до 17 августа.

Напомним, что в ходе судебного процесса, который начался 30 июля и был завершен в рекордные сроки, подсудимые так и не признали вину. Они утверждали, что не испытывают ненависть к православным, не хотели никого оскорбить, а их акция была направлена против слияния церкви и государства и против призывов патриарха голосовать на выборах президента за Владимира Путина. Девять потерпевших — сотрудники ХХС, охранник и один прихожанин — извинения подсудимых не приняли.

Накануне прокурор запросил для фигуранток дела по 3 года лишения свободы. Адвокаты настаивали на полном оправдании своих подзащитных. По мнению защитников, подсудимые совершили административное, а не уголовное преступление. Большинство потерпевших оставили наказание для подсудимых на усмотрение суда, и лишь один попросил для «молодых матерей» условный срок.

Защита подсудимых готовит международную акцию поддержки

«Власть взяла паузу, по всей видимости, для того, чтобы согласовать свои действия, — прокомментировал неожиданную передышку в процессе адвокат подсудимых Марк Фейгин. — Если будет назначен реальный срок, это будет означать, что власть определилась и избрала путь диктатуры, и реакция общества будет незамедлительной».

Его коллега Виолетта Волкова рассказала, что защите приходят «сотни писем от людей, которые клянутся при подобном исходе выйти на улицы».

Защитники сообщили, что совместно со сторонниками участниц панк-группы они готовят международную акцию в поддержку подсудимых. «Люди должны выйти на улицы с плакатами и выразить поддержку нашим подзащитным», — сказал Марк Фейгин. Он рассказал BFM.ru, что цель готовящегося мероприятия, которое может пройти, например, в день вынесения приговора, — ненасильственным методом потребовать освобождения подсудимых.

Отметим, что с каждым днем в России увеличивается и число противников Pussy Riot. Так, сегодня стало известно, что жительница Новосибирска Ирина Рузанкина подала в суд на участниц панк-группы. Она просит взыскать с ответчиц 30 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, который был причинен ею после просмотра в сети ролика «Богородица, Путина прогони» с кадрами из ХХС.

В иске, поданном в Кунцевский суд Москвы (по месту жительства одной из подсудимых) говорится, что «нарушение церковных канонов, нанесение урона священным ценностям христианского служения и посягательство на сакраментальность церковного таинства» глубоко задели религиозные чувства и ощущения заявительницы. Любопытно, что в 2003 году Рузанкина выдвигала свою кандидатуру на пост губернатора Новосибирской области, но не попала в список кандидатов. Так что вполне возможно, что подобный иск — просто способ напомнить о себе.