Аналитики ИК «Атон» приступили к анализу бумаг финского производителя шин Nokian Tyres, теоретическая цена установлена на уровне 43,1 евро. Это на 40% выше текущих рыночных котировок. Рекомендация — «Покупать».

Российский автомобильный рынок уже стал вторым в Европе и продолжает расти. Nokian занимает лидирующие позиции на рынке шин страны, что позволяет воспринимать акции как ставку на рост российского рынка автомобилей. Так, в активе Nokian завод во Всеволожске мощностью 11 млн шин в год. Местный актив уже приносит компании 27% выручки, и эксперты ожидают роста доли российского подразделения в доходах компании до 50% к 2016 году.

По сравнению с бумагами публичных отечественных автопроизводителей акции финской компании более ликвидны. Кроме того, рынок шин менее уязвим в периоды экономических спадов, чем рынок автомобилей, так как спрос на шины в значительной степени определяется потребностью в замене старых.

Например, в 2009 году продажи новых легковых автомобилей в России сократились более чем вдвое, а продажи новых шин уменьшились только на 36%. При этом выручка российской «дочки» Nokian — ООО «Нокиан Шина» — в 2009 году сократилась лишь 20% до 360 млн евро. А уже в 2011 году доходы местного подразделения компании достигли 665 млн евро.

По прогнозам ИК «Атон», в 2012 году консолидированная выручка Nokian достигнет 1,8 млрд евро; чистая прибыль ожидается на уровне 386 млн долларов.

Основным риском для компании является дальнейшее увеличение конкуренции. Зарубежные бренды — Pirelli, Continental и Michelin — расширяют производство в России. Росту конкуренции будет способствовать и снижение пошлин на импорт шин на фоне вступления страны в ВТО. В результате, Nokian придется активнее вкладывать в маркетинг для сохранения своей рыночной доли.

По оценкам ИК «Атон», сейчас бумаги Nokian торгуются на уровнях 11,2 по P/E и 7,6 по EV/EBITDA. Это подразумевает премии в 37% и 54% к аналогам.

P.S. Российский автомобильный рынок по-прежнему привлекает инвесторов, но инструментов, позволяющих «сыграть» на его росте, немного. Бумаги отечественных производителей автомобилей крайне неликвидны и волатильны, а в структуре продаж зарубежных компаний доля России невелика. На этом фоне акции Nokian являются «золотой серединой» — значительная часть бизнеса сконцентрирована на России, бумаги компании ликвидны, и ей свойственен высокий уровень корпоративного управления.

Несколько смущает тот факт, что компания торгуется с премией к аналогам. Впрочем, основание для этого есть — рентабельность Nokian превышает среднеотраслевые значения благодаря сильным позициям в сегменте зимних шин, которые продаются на 15-30% дороже летних марок, и доступу к дешевой рабочей силе в России. В результате, маржа Nokian по EBITDA в 2011 году составила 31% против 11% у аналогов. Таким образом, у компании есть устойчивое конкурентное преимущество.

И еще одно достоинство Nokian на фоне российских производителей автомобилей: бумаги финской компании включены в базы 87 индексов, в том числе STOXX Europe 600.