Российские спутники стали космическим мусором
Запуск двух спутников связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3» на орбиту закончился неудачей. Теперь они стали космическим мусором, который представляет опасность, в том числе для МКС. Эксперты отмечают, что провалы при запусках превышают допустимые нормы
Читать на полной версииЗапуск двух российских спутников связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3» провалился: ракета – носитель «Протон-М» не смог вывести их на орбиту. По предварительным данным, причина фиаско — сбой в работе разгонного блока «Бриз-М».
Как заявили в Роскосмосе, старт с Байконура был осуществлен 6 августа в 23:31 по московскому времени. Отделение спутников связи от разгонного блока было намечено на 08:44 и 09:14.Запуск прошел в штатном режиме, и первые два включения «Бриз-М» прошли успешно, однако третье так и не состоялось из-за сбоя в работе маршевой двигательной установки. Она проработала всего 7 секунд вместо необходимых 18 минут 5 секунд.
Теперь оба спутника можно считать потерянными, поскольку изменить орбиту полета космической головной части «Протон-М» невозможно, констатируют в ведомстве.
Спутник связи «Экспресс-МД2» создан в Центре имени Хруничева. Космический аппарат предназначен для непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации различного направления в системе спутниковой связи и вещания России.
Спутник «Телком-3» создан ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева» по заказу индонезийской компании. Он предназначался для обеспечения связи и телевизионного вещания в Индонезии и Индокитае.
Спутники «Телком-3» и «Экспресс-МД2», не выведенные на орбиту, были застрахованы. Интересы производителя первого спутника («Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева») были застрахованы в «АльфаСтраховании» на 7,5 млн долларов. Также «АльфаСтрахование» вместе с несколькими другими российскими коллегами участвовала в страховании имущественных интересов индонезийского оператора, по заказу которого делали аппарат. Сумма покрытия составила 185 млн долларов. При этом большая часть риска размещалась на международном страховом рынке.
«Произошедший аварийный запуск, по всей видимости, является страховым случаем, однако официальный вывод можно будет сделать после получения необходимых данных от страхователя», — отмечают в «АльфаСтраховании».
Спутник «Экспресс-МД2» был застрахован в «Ингосстрахе». Сумма страховки составляет 1,17 млрд рублей, а страхователем по договору выступает ФГУП «Космическая связь». Глава пресс-службы «Ингосстраха» заявил сегодня, что все риски перестрахованы в ведущих перестраховочных компаниях. Он отметил, что «Ингосстрах» готов выполнить все взятые на себя обязательства в рамках договора.
Ответственность перед третьими лицами при запуске ракеты-носителя застрахована в компании «Русский страховой центр» (РСЦ). В компании уточнили, что согласно договору, ответственность застрахована при запуске, на этапе вывода на орбиту, а также на определенное время на орбите.
Они потенциально опасны
Источник в космической отрасли рассказал РИА «Новости», что потерянные российские спутники в настоящее время представляют собой потенциально опасный космический мусор, поскольку они неуправляемы. По неподтвержденным данным, они могут даже угрожать Международной космической станции, хотя вероятность столкновения аппаратов с МКС оценивается как невысокая.
На фоне этой неудачи председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев предложил дать главе Роскосмоса Владимиру Поповкину, возглавившему ведомство в апреле 2011 года, еще шесть месяцев на наведение порядка в космическом агентстве. Сегодня он заявил, что необходимо разобраться и с рядом других неудач в ходе космических запусков.
В начале этого года Поповкин уже был «на ковре» в Госдуме, тогда он просил полгода на работу над ошибками. «Но вот полгода прошло, мы дважды его слушали. Я думаю, что давайте подождем еще полгода, тогда уже будем с него спрашивать, ведомство он взял, замены кадровые делает», — заявил сегодня Черешнев.
По словам Валерия Черешнева, Поповкин в своих отчетах перед Госдумой «ничего не скрывает и он довольно самокритичен». В то же время депутат напомнил, что срок вхождения главы Роскосмоса в должность уже заканчивается, так что скоро с него спросят о состоянии дел в агентстве. «Времени остается уже немного, и он должен уже полноценно отвечать за все, что происходит в Роскосмосе», — подытожил Черешнев.
Во вторник днем пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Рогозина сообщила, что глава правительства Дмитрий Медведев разберет ситуацию, сложившуюся в космической отрасли, на специальном совещании. Разбор полетов запланирован на следующую неделю.
Выяснение причин ЧП
По словам депутата Черешнева, ему пока неизвестны детали произошедшего с «Протоном-М», поэтому он не стал говорить о конкретных причинах неудачи.
Бывший пресс-секретарь Роскосмоса Сергей Горбунов в интервью Business FM поделился мнением, что Россия несет высокие репутационные риски из-за того, что запуски российских спутников слишком часто заканчиваются неудачно. «Если происходит какая-то авария, то заказчики, как правило, уходят к другому производителю таких услуг. В частности, в Китай или во Францию, — отметил Горбунов. — В любом случае, при любом запуске существует процент неудач. В любой организации, в любой стране, которая занимается космической деятельностью. Но череда этих неудач у Роскосмоса конечно начинает превышать допустимые нормы».
Напомним, что нынешняя неудача — далеко не первая в отечественной космической отрасли за последнее время. Так, в декабре 2010 года три спутника «Глонасс-М» упали в Тихий океан. В феврале прошлого года спутник военного назначения «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту, а в августе того же года спутник «Экспресс-АМ4», отправленный на орбиту ракетой-носителем «Протон-М», не вышел на связь.
Кроме того, в августе прошлого года до МКС не смог долететь «Прогресс М-12М», в ноябре Роскосмос не смог запустить к Марсу автоматическую межпланетную станцию «Фобос-Грунт», а в декабре был потерян спутник связи «Меридиан-5».
«Если кто и будет интересоваться российской техникой, так это фиджийцы или эскимосы»
Член-корреспондент Российской академии космонавтики, доктор наук американского университета Джонса Гопкинса Юрий Караш в интервью BFM.ru рассказал, что потери российской космической отрасли в связи с неудачными пусками спутников довольно сложно оценить в каких-то конкретных цифрах: «Я думаю, что подобная информация — коммерческая тайна».
По его словам, нынешняя неудача, безусловно, «ударит по имиджу и престижу России, как страны, способной предоставлять космические пусковые услуги мирового класса». «Это укрепит позиции наших конкурентов: Китая с его семейством ракетоносителей «Великий поход», Европы с ее «Арианами» и США с их «Дельтами», «Атласами» и теми ракетоносителями, которые сейчас там создают. В первую очередь — носителями типа «Фалькон», — рассказал BFM.ru Юрий Караш.
По словам эксперта, нынешняя неудача относится к разряду системных ошибок: «Нужно понимать, что отказала не ракетоноситель «Протон», которая была создана еще в советские времена и поэтому, вероятно, хорошо работает. Отказал разгонный блок «Бриз-М», который был разработан в конце 90-х годов. У «Бриза-М» очень неважный рейтинг надежности: из 18 запусков 12 были удачными. Чуть больше 50% успеха — это неприемлемо».
Собеседник BFM.ru считает, что при нынешнем подходе к космической отрасли России недолго удастся удерживать за собой имидж одной из ведущих космических держав: «С каждым годом наши рейтинги падают все ниже. Все страны-участницы космической деятельности все время создают что-то новое. К примеру, очень интенсивно развивает свою космонавтику Китай. Каждый их пилотируемый полет — это что-то принципиально новое. Или США, где четко провозгласили цель, — в 2035 году они планируют быть в окрестностях Марса. Старается и Европа, стремясь не отстать, несмотря на трудную экономическую ситуацию. А Россия продолжает запускать в космос ракетоносители и корабли, которым уже по 50 лет. Это советский задел. А после ничего нового не было создано, и все это понимают. Но в какой-то момент советский задел будет настолько не соответствовать современным требованиям, предъявляемым к ракетно-космической технике, что если кто и будет интересоваться российской техникой, так это фиджийцы или эскимосы».
«Если говорить глобально, если страна надеется выжить только в основном за счет нефти и газа, то чего ожидать, чему удивляться? — задается вопросом Караш. — Да и нельзя отделить космическую отрасль от общего состояния науки и техники страны».