За выступлением американских велогонщиков в Лондоне внимательно наблюдают не только болельщики, но и производители медицинского оборудования. Атлеты из США выступают в роли подопытных в эксперименте, результатом которого должно стать появление на массовом рынке более эффективных глюкометров, других приборов диагностики и контроля, анализаторов сна и генетических тестов, сообщает газета The Financial Times.

Такое сотрудничество выгодно обеим сторонами. Потренировавшись на профессиональных спортсменах, производители получают возможность адаптировать свои продукты для многомиллионной армии посетителей фитнес-клубов, сторонников здорового образа жизни (ежегодный оборот одного только рынка средств для похудения, по сведениям FT, превышает 60 млрд долларов).

Олимпийцы, делясь с посторонними сокровенной информацией о своем организме, взамен получают рекомендации, помогающие им показывать более высокие результаты во время соревнований. Оказалось, например, что успех в велогонке на треке во многом зависит от характеристик фазы глубокого сна, а на них можно воздействовать, регулируя содержания сахара в крови.

Сотрудничество профессиональных спортсменов и производителей медоборудования поставлено на поток. За границей практически у каждого спортсмена есть портативный аппарат электромиостимуляции, который помогает разогреть мышцы перед тренировкой и в случае необходимости снять болевые ощущения, рассказал BFM.ru врач спортивной медицины, заведующий реабилитационным отделением клиники в Петербурге Денис Кряжев. В России же, про его словам, «покупают пару приборов на команду или же аппараты и вовсе не доходят до спортсменов, оседая непонятно где». Мало как самого оборудования, так и специалистов, умеющих с ним управляться. «Например, кардиопульмональные тесты или эргоспирометрия, которые позволяют оценить уровень физической подготовки спортсмена по процентному содержанию кислорода и углекислого газа в выдыхаемом им воздухе, появились у нас довольно давно. Но применяются они не так широко, как хотелось бы, — рассказал Кряжев. — Некоторые велогонщики, биатлонисты и хоккеисты раз в год проходят диагностику на таком оборудовании. Расшифровкой результатов, к сожалению, занимаются достаточно мало».

Многие перспективные разработки, предназначенные не только для спортсменов-профессионалов, но и любителей, появились после пекинской Олимпиады 2008 года, так что Игры в Лондоне дают производителям по сути первый шанс протестировать их в экстремальных условиях спорта высших достижений. От компании DexCom, выпускающей продукцию для диабетиков, американские велогонщики получили глюкометры. Компания Zeo раздала атлетам устройства, анализирующее параметры сна, а Pathway Genomics — генетические тесты, которые позволяют подобрать оптимальный для мышечной силы и выносливости рацион питания.

В 2008 году на Олимпийских Играх в Пекине 1882 спортсмена выиграли 2058 медалей. От прыгунов в воду до тяжеловесов, от гимнастов до баскетболистов — спортсмены с самым разным ростом и весом достигают больших высот в своих дисциплинах. Посмотрите на физические параметры призеров в этой интерактивной инфографике Би-би-си и выясните, с кем из медалистов можете сравниться вы.

Однако пример американских атлетов заставляет усомниться в очевидной, казалось бы, истине, что здоровая пища способствует спортивным победам, а вредная — препятствует им. Меню членов американской сборной по плаванию позавидовал бы любой малолетний участник детских утренников: чизбургеры и гамбургеры, сладкая газировка и шоколадное молоко, жирные десерты и фруктовые жевательные конфеты.

Чуть менее титулованный, чем легендарный Майкл Фелпс, но столь же любимый публикой пловец Райан Лохте во время Игр в Пекине питался исключительно едой из McDonald’s, что не помешало ему завоевать четыре медали, в том числе одну золотую, пишет The Wall Street Journal. На шести дистанциях в Лондоне он завоевал пять наград — две золотые, столько же серебряных и одну бронзовую. Партнер Лохте по команде Натан Эдриан обожает сладкое, пловчиха Скотт Велц — бутерброды из ресторанов быстрого обслуживания. Мало кто из американской сборной по плаванию может устоять перед шоколадкой или десертом из мороженого, которые скрашивают однообразное меню олимпийских столовых. Жалобы на невкусную еду — неотъемлемая часть любых Игр, и Лондон в этом плане не стал исключением.

Впрочем, как заявила пресс-атташе олимпийской сборной России Мария Киселева, еда на всех Олимпиадах примерно одного уровня, а спортсмены приезжают на Игры прежде всего для того, чтобы показать максимум своих способностей. Кормежка в Олимпийских деревнях — добротная, но однообразная и «столовская»: много богатой углеводами пасты, рыбы, курицы, рассказывает Александр Чернов, блогер BFM.ru, побывавший на нескольких Олимпиадах. «На некоторых Олимпиадах были ресторанчики, которые слегка разнообразили меню. В Нагано и Пекине было большое количество азиатских блюд». Российские спортсмены гамбургерами не злоупотребляют и в еде не привередничают: «Они придерживаются привычного рациона, позволяющего им чувствовать себя комфортно. Еда не является тем фактором, на который спортсмены обращают внимание, и уж точно они не запоминают, чем их кормили в Олимпийской деревне».

Некоторого гастрономического разнообразия олимпийцы могут ожидать от технической команды, сопровождающей их на Играх . «Так уж повелось, что многие массажисты, специалисты, связанные с технической частью, например, с оружием у фехтовальщиков, прекрасно готовят. То же у волейболистов и баскетболистов, у лыжников. Бывает, сидишь долго на сборах или соревнованиях, и вдруг кто-то предлагает: «А давайте борщ сегодня сварим?» И делают борщ», — вспоминает Чернов.

У сотен тысяч болельщиков в Лондоне — проблема иного свойства. Им приходится проводить время в длинных очередях к палаткам, торгующим едой. Не спасает даже то, что в Лондоне в олимпийском районе к Играм открылся самый большой в мире ресторан McDonald’s, вмещающий 1,5 тысячи человек. В очереди в забегаловки, торгующие хот-догами, традиционными английскими fish and chips и прочей «быстрой» едой, в пиковые дни самых популярных соревнований можно провести до получаса, причем без гарантии на успех. На прошлой неделе во многих заведениях общепита основные ингредиенты заканчивались в середине рабочего дня: в мексиканских ресторанах не было лепешек для такос, перчиков халапеньо, курицы и сыра, в испанских, специализирующихся на канапе-тапас, заканчивались сами тапас. И повсеместно в пунктах питания на олимпийских объектах не хватало молока, сообщила The Guardian.