Русская община Латвии готовится к новой волне реституции
Речь идёт о недвижимости, принадлежавшей собственникам до 1940 года, когда Латвия была присоединена к СССР. Откуда исходит инициатива и на что рассчитывает русская община?
Читать на полной версииРечь в основном идёт о недвижимости, принадлежавшей собственникам до 1940 года, когда Латвия была присоединена к СССР. Что стало причиной этой инициативы и на что рассчитывает русская община?
Пока русская община Латвии затеяла масштабную инвентаризацию собственности. В основном, речь идёт об архивной работе с кадастрами. Но подтолкнула русских на эту работу история с собственностью еврейской. До второй мировой войны в прибалтийской республике проживало большое число еврейских промышленников. И, несмотря на то, что в 90-е годы прошлого века реституция проводилась, далеко не вся собственность была возвращена. Да и сейчас речь в большинстве случаев идёт не о возврате собственности, а о компенсации за неё. Правда, непонятно из каких средств компенсацию эту выплачивать. Говорит главный редактор латвийской газеты «Телеграф» Андрей Шведов:
«Возникла такая тема в связи с недавним визитом госсекретаря США Хилари Клинтон, которая активно лоббировала вопрос возврата еврейской собственности. Речь идёт о десятках миллионов латов, это десятки миллионов долларов, что для бюджета после кризиса в Латвии сумма неподъёмная. Идут споры о её стоимостном выражении, поскольку здания уже несколько раз меняли собственников. Про русскую собственность вспомнили только сейчас. Посмотрим, как дальше будут развиваться события, всё равно денег нет».
Если что-то и будет сделано, то речь сегодня идёт не о собственности физических лиц, а о том, что принадлежало общественным и религиозным организациям, считает бывший депутат латвийского сейма, политолог Юрий Соколовский:
«В Латвии был процесс реституции, то есть возвращение собственникам, у которых она была конфискована после сорокового года, их потомкам. Некоторым общественным и религиозным организациям их собственность не была возвращена, потому что не было признанно, что вновь создаваемая общественная организация является прямым последователем той организации, которая существовала во времена Первой Латвийской республики. У Латвийских властей страшенная дилемма: они понимают, что решение этого вопроса будет непопулярно среди их избирателей, с другой стороны, они не хотят ссориться с влиятельными силами США».
Многие обозреватели считают, что разноплановые действия, связанные с возможной реституцией, во многом обусловлены политической борьбой. Споры по поводу реституции уже вызвали отставку министра юстиции страны Гайдиса Берзиньша, который заявил, что против решения вопроса в пользу одной общины. Новый министр юстиции Янис Борданс уже высказался о своём сочувствии жертвам Холокоста, но также отказывается однозначно отвечать, должно ли государство вернуть собственность еврейским организациям. По его словам, это слишком сложный вопрос.
Андрей Жвирблис, Business FM