Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы провел круглый стол, на котором предложил общественности и экспертам свой план спасения столицы от транспортного коллапса.

Власти наконец-то признали, что ситуация в столичной агломерации критическая, и если ничего не делать, то она превратится в патовую. Причем стоит отметить, что теперь чиновники рассматривают транспортную систему Москвы без отрыва от подмосковной, поскольку область является главным поставщиком машин и пассажиров общественного транспорта в центр мегаполиса.

По данным НИиПИ Генплана, Москва проигрывает по всем параметрам транспортной системы практически всем мировым столицам. Например, в Москве самый низкий показатель по обеспеченности дорогами — 0,3 км на тысячу человек, в Лондоне этот показатель составляет 1,2 км/тысячу, в Париже — 1,4 км/тысячу. А, например, по загруженности метрополитена мы выигрываем только у Токио. Там в часы пик на критических перегонах на один квадратный метр приходится 7 человек, в Москве — 5,6. В Париже этот показатель составляет 4 человека, в Нью-Йорке — 4,2.

В целом, по данным НИиПИ Генплана, загруженность столичных дорог в часы пик личным автотранспортом превышает пропускную способность на 42%, метро перегружено на 20%, пригородные поезда — на 34%.

В среднем в час пик пассажиры проводят в пути 66 минут, при норме в 40-45 минут. Московские власти поставили перед собой задачу к 2025 году снизить время в пути до 50 минут.

Добро пожаловать в столичную подземку

Автомобилистам, правда, надеяться не на что: на круглом столе даже не озвучивались планы по расширению, удлинению дорог, а строительство точечных эстакад не приносит желаемых результатов, заявляют чиновники. Единственное, чем всерьез озаботились власти, так это парковкой. Правда, и здесь все не в пользу автомобилистов.

Главная задача — до 2025 года искоренить практику парковки в запрещенных местах (на сегодняшний день так паркуется около 46 тысяч автомобилей). Кроме того, предполагается закрыть бесплатные парковки в центре города, а таких сейчас 89 тысяч.

Чиновники хотят увеличить с 54 тысяч до 86 тысяч машиномест на так называемых капитальных общественных паркингах (магазины, просто стоянки и т.д.) и брать с автовладельцев деньги за «постой».

По их мнению, это позволит сократить количество желающих приезжать в центр — а, значит, уменьшит плотность потока. В целом чиновники планируют в часы пик сократить поток машин в город на 30-35 тысяч.

Водителям же предлагается пересесть на общественный транспорт, который будет развиваться, причем по заверению властей, не только количественно, но и качественно: должны появиться метро и автобусы с кондиционерами, электрички–экспрессы, скоростные трамваи и троллейбусы.

В целом к 2020 году предполагается построить 145 км метро (67 новых станций), 239 км новых пригородных линий для экспрессов, организовать 12 скоростных маршрутов (трамваи и автобусы–экспрессы).

Выделенные полосы будут по центру дороги

Особое внимание столичные власти уделяют наземному общественному транспорту, который, благодаря выделенным линиям должен разгрузить столичную подземку. Кстати, как пояснил BFM.ru Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, рассматривается возможность и целесообразность вынести выделенные полосы для общественного транспорта на центральную часть дороги. Как в Сеуле.

Полоса в крайней правой полосе затрудняет маневрирование (повороты направо) для легковых машин, образуются пробки, останавливается и общественный транспорт, признал Ликсутов в беседе с BFM.ru. «А для автобусов–экспрессов, которые также будут курсировать по «выделенкам», важен график. Если полосы будут по центру дороги, то это будет лучше и для автобусов, и для автомобилистов», — добавил Ликсутов.

Прощай, маршрутка!

В заботах о пассажирах предлагается пусть и постепенно, но ликвидировать «маршрутки»: не все, конечно, а оставить на каждой линии по одному перевозчику.

По данным департамента транспорта, сегодня на одной линии могут работать по семь-восемь разных перевозчиков. Они конкурируют между собой, кто-то демпингует, кто-то берет дороже, но предлагает более качественный сервис. По задумке властей, отбор перевозчиков позволит повысить качество обслуживания (они должны будут соответствовать единым стандартам) и увеличить интенсивность движения.

Что получится в итоге, пока не ясно. Но, судя по всему, монополистом на рынке перевозок будет «Мосгортранс», которая активно развивает сейчас и «маршруточный» бизнес.

Желтое такси

Еще один важный аспект развития транспортной системы — такси. При нынешних 18 тысячах официально зарегистрированных такси городу необходимо как минимум 30-35 тысяч легальных перевозчиков. Как уже рассказывал BFM.ru, в планах столичных властей создать государственное такси. Оно послужит примером и для других таксомоторов. В идеале чиновники хотят, чтобы все такси были по единому стандарту (желтые) и по единым тарифам (недорогие).

В частности, перед властями стоит задача сделать такси доступными для коротких поездок. А для этого необходимо установить новые нормативы минимальных поездок. Предполагается, что они будут 3 км (или 3 минуты). Например, в Нью-Йорке 55% всех поездок на такси совершается на небольшие расстояния — менее 3 миль, в Москве же такси используют в основном для дальних (более 10 км) поездок.

Для этого, как рассказал BFM.ru Максим Ликсутов, рассматривается возможность допуска таксистов на полосы для общественного транспорта. Сейчас, напомним, знак «кирпич» запрещает даже легальным такси выезжать на эти полосы.