Быстрее, выше, сильнее уже некуда
Олимпийский девиз «быстрее, выше, сильнее», возможно, вскоре придется пересматривать. Некоторые ученые считают, что современные спортсмены приблизились к абсолютному максимуму физиологических возможностей человека, и новые рекорды в скором времени будут просто невозможны
Читать на полной версииКак замечает журнал The Economist, в ближайшее воскресенье десятки миллионов человек по всему миру включат свои телевизоры в момент проведения олимпийских финалов в беге на 100 метров. Многие задаются вопросом, возможно ли повторение чуда, которое сотворил в Берлине в 2009 году Усейн Болт, который показал время 9,58 секунды, улучшив на 0,11 секунды собственный рекорд, установленный годом ранее на играх в Пекине.
Исследователь Марк Денни из Стэнфордского университета считает, что подобное вряд ли возможно: на стометровке физические возможности человеческого организма уже практически достигли предела.
В год пекинской Олимпиады доктор Денни опубликовал доклад, в котором проанализировал время, показанное бегунами на длинных и коротких дистанциях за последнее столетие. На основании этих данных ученый вывел физиологические пределы для стайерских и спринтерских дистанций. В случае со стометровкой, предел скорости, которую способен развивать человек, составляет 10,55 метров в секунду. Иначе говоря, 100 метров за 9,48 секунды, что лишь на 0,10 секунды отличается от достижения Усейна Болта.
Д-р Денни — не первый, кто занимается предсказаниями физиологических возможностей спортсменов. The Economist напоминает, что в 1992 году было опубликовано исследование, согласно которому результаты женщин в марафоне должны были сравняться с результатами мужчин где-то на уровне двух часов двух минут, и произойти этому было суждено не позднее 1998 года. Прогноз не сбылся. Ныне рекорд марафонцев-мужчин на 1,5 минуты хуже предсказанного, у женщин — на 12 минут.
В 2004 году был сделан еще один прогноз, проверить который не удастся никому из ныне живущих: к 2156 году рекорд для мужчин и для женщин на стометровке составит 8,08 секунды.
Спортивные статистики в настоящее время отвергают подобные исчисления, поскольку они основываются на линейных экстраполяциях. Профессор Денни пользуется более сложным методом, основанном на так называемой «логистической кривой». Эта кривая имеет форму буквы S: результаты в том или ином виде спорта поначалу достаточно низкие, затем наступает период бурного роста показателей по мере того, как все больше людей занимаются спортом и используют все более комплексный подход к тренировкам и спортивному питанию. И, наконец, атлеты достигают такого уровня результатов, когда их тела уже не способны на большее.
В некоторых видах спорта такое, похоже, есть свершившийся факт, утверждает профессор из Стэнфорда. Это, в частности, относится к женскому марафону. Работа доктора Жоффруа Бертело из французского Национального института спорта показывает, что, начиная с 1993 года из 36 крупных легкоатлетических соревнований на 23-х результаты в этой дисциплине стагнировали. В 13 оставшихся результаты улучшались крайне незначительно. Работа Бертело датирована 2010 годом.
В плавании картина иная. Д-р Бертело проанализировал время, показанное пловцами с 2000 года на 34 соревнованиях, и оказалось, что результаты последовательно улучшались. Но, возможно, все дело тут в спортивных костюмах, которые только в Пекине позволили побить 22 мировых рекорда.
Если оставить в стороне подобные технологические достижения, а также медицинские средства, способствующие улучшению спортивных результатов, организаторам Олимпиад следует придумать какие-то новые трюки, чтобы лозунг «быстрее, выше, сильнее» сохранял актуальность, пишет The Economist. Известно, например, что в 1968 году сразу 25 бегунов показали на стометровке результаты, гораздо лучшие, чем тренд. Но, как поясняет британский ученый Стив Хааке из университета Шеффилда, Игры в том году проходили в Мехико, на высоте 2.240 метров. Воздух на такой высоте на 20% более разрежен, чем на уровне моря. Для спринтеров это подарок судьбы — они испытывают меньшее сопротивление среды во время бега (напротив, стайеры страдают от недостатка кислорода, который не успевает за несколько секунд ощутить организм бегуна на стометровку).
Так вот, из 25 лучших результатов сезона 1968 года восемь были показаны непосредственно на Играх в Мехико, а остальные 17 зафиксированы также на значительных высотах в процессе подготовки спортсменов к Олимпиаде.
Вполне возможно, что фантастический результат, который тогда же показал в прыжках в длину американец Боб Бимон (8 м 90 см), также имел отношение к высоте. Он тогда превысил предыдущий мировой рекорд сразу на 55 см. Стив Хааке считает, что 31 сантиметр следует отнеси за счет соединенного эффекта попутного ветра и разреженного воздуха высокогорья.
Статистика подтверждает, что повторение достижений, подобных рекордам Усейна Болта или Боба Бимона, очень маловероятно. Но является ли оно невозможным? — задается вопросом The Economist. Питер Вейанд из Южного методистского университета в Техасе продемонстрировал, что если элитные спринтеры на пике своего бега воздействуют на беговую дорожку с силой, в четыре раза превышающей их собственный вес, они могут выжать дополнительные возможности из своих мышц. Эти выводы были сделаны на основе экспериментов, когда бегунов заставляли прыгать на одной ноге с максимальной скоростью по движущейся беговой дорожке. Сила воздействия на дорожку была в два раза выше, чем во время бега на максимальной скорости.
Путем сложных вычислений д-р Вейанд вывел, что мускулы человека в состоянии разогнать спринтера на скорость, которая на треть превысит рекорд 2009 года Усейна Болта. Если этого до сих пор и не произошло, то только потому, что при нормальном беге (т.е. беге с помощью двух ног) подошва соприкасается с дорожкой только на одну десятую секунды — это на 0,05 секунды меньше, чем при прыгании на одной ноге. Вследствие этого мышцы ног просто не имеют времени, чтобы развить свою максимальную силу. С точки зрения биомеханики, достижение полной силы вообще невозможно, однако какие-то изменения методик на тренировках, вероятно, способны несколько улучшить результат спортсмена, если он научится в пиковые моменты развивать максимальную силу своих мышц, отмечает британский еженедельник.