Сегодня Владимир Путин в очередной раз займется госооборонзаказом. Президент посетит завод «Севмаш», где проведет совещание по вопросу оснащения ВМФ современным вооружением. Главная интрига — это существовавший конфликт между Минобороны и ОПК. В частности, из-за того, что отечественная продукция порой намного дороже иностранных аналогов, — отмечает глава Института стратегических оценок Александр Коновалов:

«Относительно цены, тут, на мой взгляд, играет не то, что она сама по себе велика, а то, что она постоянно возрастает. Тут у каждого своя правда. Минобороны говорит: почему лодка, которую мы заказывали в прошлом году, серийный уже корабль стоит столько-то миллиардов, а в этом на 20% дороже. Судостроители объясняют, что есть инфляция, что поднимают цены субподрядчики, и прочее. На самом деле, у судостроителей есть своя большая правда. Обычно, такое большое предприятие как «Севмаш» — это градообразующее предприятие, и на нем сидит все. Когда начинают разбираться, то оказывается, что в цену лодки входит стоимость свинофермы, которая содержится, чтобы кормить рабочих и членов их семей, входит профилакторий, поликлиника, городские предприятия, потому что местный бюджет с такой нагрузкой никогда не справлялся, и справляться пока не умеет. Естественно, судостроители все это загоняют в цену подводной лодки, а Минобороны говорит: а мы не Собес, чтобы поддерживать ваши городские структуры, мы покупаем корабль, и хотим платить только за него».

По словам многих экспертов причины, в частности, в том, что российская оборонка не может наладить серийное производство сложной продукции. Кроме того, существует проблема, так называемых навязанных посредников, которые порой завышают цену на комплектующие. Комментирует научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов:

«Конечный производитель, в данном случае Севмаш, он не может или практически не может влиять на цену поставщика какого-нибудь радиоэлектронного оборудования, то есть того оборудования, которое он сам не производит. Поэтому здесь надо говорить о состоянии дел в промышленности в целом. И то, что инфляция в промышленности выше, чем в целом по стране, это давно известный факт. И это одна из тех причин, по которой регулярно не удается уложиться в те бюджетные параметры, которые закладываются при финансировании товаров длительного цикла производства, к которому относятся боевые корабли и подводные лодки».

Напомню, что правительство внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает предельный уровень прибыли для исполнителей оборонных заказов. Следить за выполнением будет ФАС. Руководители, допустившие нарушения при исполнении госзаказа будут облагаться штрафом до 50 тысяч рублей. Предприятия до миллиона.

Business FM