В августе в России традиционно играется самое большое количество свадеб. Будущие молодожены ночами осаждают ЗАГСы, чтобы забронировать для регистрации утренние часы. В Москве шесть лет назад разрешили регистрировать браки вне ЗАГСов.

Выездные церемонии регистрации брака пользуются успехом. За полгода 600 пар оформили свои отношения на таких площадках, сообщила на днях начальник управления ЗАГС столицы Ирина Муравьёва.

К примеру, усадьба «Кузьминки» проводит свадьбы каждую первую и третью пятницу месяца, а музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате и заповедник «Царицыно» — по скользящему графику.

Браком на выезде можно сочетаться также в усадьбах «Кусково» и «Останкино», в парке «Коломенское», на Поклонной горе, в картинной галерее Ильи Глазунова и в VIP-ложе стадиона «Лужники».

На этой неделе к списку «разрешенных» выездных мест добавился Петровский путевой дворец — тот самый, в котором 200 лет назад Наполеон ждал ключей от старого Кремля.

Петровский путевой дворец построен в 1776 –1780-х годах по проекту архитектора Матвея Казакова по указу императрицы Екатерины II. В 1920 году был передан Военно-воздушной академии им. Жуковского. С 1997 года находится в ведении московского правительства, которое в течение десяти лет реставрировало памятник, превращая его в свой Дворец приёмов.

В музее Пушкина на Арбате (слева) и в Петровском путевом дворце (справа) теперь играют свадьбы. Фото: igor@levitski.com/ flickr.com, РИА «Новости»

Музеи северной столицы тоже влекут новобрачных. Так, например, в 2004 году в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Петергоф» праздновал бракосочетание Герман Греф (тогда — министр экономического развития и торговли).

При этом арендовать для свадебного банкета можно практически любой дворец, включая Кремлевский, говорят организаторы свадебных торжеств.

И если на Западе к свадьбам в «любых местах» относятся спокойно, то в России брачующиеся в музейных интерьерах выглядят пока непривычно.

Дмитрий Быков, писатель, поэт, журналист и педагог, признался BFM.ru, что был только на собственной свадьбе и отметил: «Еще в советское время слух об использовании фарфора из Эрмитажа для свадьбы дочери оказался переломным в отношении партийного босса Романова. Этот слух стоил ему карьеры. На мой взгляд, использование музеев для личных церемоний — придурь богачей, которым всё позволено».

Публицист, сатирик Виктор Шендерович в беседе с BFM.ru прокомментировал: «Представления московских властей о прекрасном вписываются в такую модель поведения: «путают свою шерсть с государственной», как сказано в «Кавказской пленнице». Есть такая штука — контекст. К примеру, европейский контекст подразумевает абсолютную прозрачность и скромность в поведении властей. При этом первое, что приходит в голову — свадьбу в музее или усадьбе будут гулять какие-то нувориши, потому что в России понятие «деньги» накрепко связано с понятием «власть». Но как у Островского сказано: каждое безобразие должно иметь своё приличие, так вот это безобразие безо всяких приличий».

Устроители свадебных торжеств так не считают и не скрывают своей радости по поводу того, что «дворцы стали для народа».

«Если в музее или историческом здании проводить мероприятия в стиле, например, той эпохи, на достойном уровне, без битья унитазов и люстр, я только за», — говорит Сергей Князев из агентства праздников «КнязевЪ». Он добавляет, что его агентство проводило свадьбы во всех усадьбах Москвы и Подмосковья: и Усково, и Кунцево, и Шереметьевской усадьбе, и ему кажется, что тот же Петровский путевой дворец подходит для свадеб в стилистике времен Екатерины II.

Напомним, что в этом году, в День города (первые выходные сентября) должны пройти первые свадебные церемонии во Дворце бракосочетаний (Летающей тарелке) на Живописном мосту. Там будет один зал бракосочетаний в подвесной конструкции моста, второй — у подножия моста на набережной. На строительство было потрачено 2,5 млрд долларов.

Кроме того, власти собираются построить большой Дворец бракосочетания на Страстном бульваре.