Тюменский арбитраж постановил взыскать с британской компании больше 100 млрд рублей в пользу «ТНК-ВР». Иск подавал миноритарный акционер последней Андрей Прохоров. Он посчитал, что «ТНК-ВР» понесла убытки из-за того, что ей не дали поучаствовать в стратегическом партнерстве ВР и «Роснефти» по Арктике.

Как рассчитывали сумму потерь от сделки, которая так и не состоялась, рассказал в интервью Business FM адвокат истца Дмитрий Чепуренко.

Чепуренко: Эту сумму считали оценщики. Она складывалась из разницы между стоимостью акций, которые бы получила компания, если бы она вошла в стратегическое партнерство. Там была опция - обмен акциями. Акции ВР менялись на акции «Роснефти». И разница между курсовой стоимостью на тот день. Второй момент, это убытки из-за того, что компания не смогла участвовать в разработке Арктического шельфа. Соответственно если бы она там участвовала, то получила бы какую-то прибыль.

Business FM: 100 млрд будут выплачены ТНК ВР и как-то достанутся акционерам в виде дивидендов. Ощущение такое, что интерес у истца был?

Чепуренко: У истца был интерес в том, что если компания дешевеет, то дешевеют и акции. Соответственно размер дивидендов падает, и исходили из этого.

Business FM: Представители ВР намерены обжаловать это решение, считая иск абсурдным, так как «Роснефть» никогда не рассматривала возможность участия «ТНК-ВР» в Арктике. Что на это скажете?

Чепуренко: Пусть обжалуют. Они сейчас говорят, что «Роснефть» никогда не рассматривала. Но на тот момент когда компании вели переговоры о стратегическом партнерстве, они почему-то не ставили в известность компанию «ТНК-ВР» о том, что ведутся эти переговоры. Хотя такая обязанность была, есть и остается в соответствии с акционерным соглашением. Сейчас говорить о том, что никогда бы «ТНК-ВР» не участвовала в этом стратегическом партнерстве, не корректно. Сегодня было вынесено решение, подтверждающее нашу правоту. Мы решением удовлетворены. То, что сумма убытков снижена, по такой категории дел, как правило, не взыскивается в полном размере.

Изначально миноритарий подал иск на 400 млрд рублей, но позже сократил его до 290 млрд с учетом мирового падения цен на нефть. Таким образом, Тюменский арбитраж постановил взыскать примерно треть от заявленного.
Представители ВР навали иск «незаконной корпоративной атакой» на компанию. «Претензии абсурдны, учитывая, что «Роснефть» никогда не рассматривала участие «ТНК-ВР» в Арктике», сказал Business FM адвокат ВР Константин Лукоянов:

«Решение абсолютно необоснованное и неправосудное. Представители «Роснефти» в заседании суда подтвердили, что «ТНК-ВР» никогда не рассматривалась как возможный участник альянса по проекту в Арктике. А коль скоро это так, не может быть никакой речи о возможных убытках «ТНК-ВР» от неучастия в этом проекте. Мы это решение будем обжаловать в апелляции».

В начале прошлого года «Роснефть» и ВР договорились об обмене акциями и совместном освоении Арктики. Однако, по иску российских акционеров «ТНК-ВР» сделка были заблокирована.

Сегодня финансовый директор «ТНК-ВР» сообщил, что компания отложила вопрос об участии в шельфовых проектах «Роснефти», а также признал, что «ТНК-BP» уже привыкла к корпоративным конфликтам и находит способы управления компанией.

Business FM