Дмитрий Медведев увидел недостатки и прорехи ЕГЭ
Сегодня правительство обсудит закон «Об образовании» и госпрограмму «Развитие образования на период с 2013 по 2020 год» и внесет его в Госдуму. Премьер Медведев заявил накануне, что число вузов следует сократить, а ЕГЭ — усовершенствовать
Читать на полной версииОбсуждение основных положений законопроекта «Об образовании» и госпрограммы «Развитие образования на период с 2013 по 2020 год» было затеяно вчера в рамках «Открытого правительства» с одной целью: Дмитрий Медведев хотел понять, готовы ли документы для вынесения в Госдуму.
«Сегодня этот документ, по мнению большинства специалистов, уже всё-таки готов к тому, чтобы его отправлять для дальнейшей работы в Государственную Думу. Там тоже, конечно, будет много разговоров, будет много дискуссий, но это неплохо, — заявил премьер. — Завтра прямо на заседании правительства вытолкнем этот документ многострадальный в наш парламент. Если, конечно, сегодня вы мне не скажете, что его категорически нельзя принимать, потому что его нельзя принимать никогда, но я надеюсь, что это не прозвучит».
После двух часов дискуссии пришли к выводу, что готовы. Однако снять все спорные вопросы так и не удалось.
Директор центра образования «Наследник» Любовь Духанина обратила внимание на то, что в законопроекте должен быть закреплен особый статус педагогических работников (даже если они работают не в школе, а в больнице или в учреждении соцзащиты).
По ее мнению, очень важно при расчёте средней заработной платы труда педагога учитывать среднюю заработную плату педагога за ставку. В противном случае учителям придется ради большего заработка брать большую нагрузку, что «точно приведёт к снижению качества педагогического труда».
Любовь Духанина также предложила вернуть в законопроект «конституционный тезис о равенстве прав организаций всех форм собственности в образовании в …части равного налогообложения, … в равном доступе к ресурсам, в том числе и к бюджетному финансированию».
Директор центра образования считает, что в законопроекте не хватает норм в отношении обеспечения доступности дополнительного образования. «Возможно, следует рассмотреть подходы, обеспечивающие персонификацию финансирования дополнительного образования. Например, выдавать детям сертификаты, покрывающие все или часть затрат на получение дополнительного образования», — сказала он, обращаясь к премьеру.
Тему финансирования образования подхватил депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин. Он отметил, что уровень расходов на образование для стран, планирующих модернизацию, должен быть не ниже 7% от валового внутреннего продукта. «В России по официальным данным – 4,2%, по данным Счётной палаты (доклад давности несколько лет) – 3,5%, — сказал он. — Мы предлагаем не такой рост, как в Бразилии, но не менее 7%, то есть минимально допустимый уровень расходов от валового внутреннего продукта».
В интервью BFM.ru Смолин пояснил свою позицию: «Мы предлагаем во многом другой курс, другую философию образовательной политики. В частности, мы считаем, что необходимо в законе зафиксировать долю ВВП на цели образования. Сейчас она у нас, по данным Общественной палаты, — 3,5%, по данным Росстата — 4,2%. Я приводил в пример Бразилию. Где она сейчас 5,3% и где принято решение поднять её до 10% от ВВП. Вообще ни одна страна в мире не проводила успешной модернизации, затрачивая на образование менее 7% от ВВП. Этот показатель мы и предлагаем зафиксировать в законе, если хотим модернизироваться».
Он высказался против системы подушевого финансирования, выдвинув в качестве альтернативного варианта «подушевое финансирование плюс финансирование расходов, не зависящих от количества душ».
«В России вводится подушевое финансирование, тогда как весь мир уже наступал на эти грабли. В частности, британцы, ввели подушевое финансирование и получили колоссальный рост неравенства образовательных возможностей: небольшие школы оказались в проигрыше по сравнению с крупными. Они уже давно корректируют эту политику, — комментирует Олег Смолин в беседе с BFM.ru. — Подушевое финансирование является одним из принципов, но не единственным. Наряду с ним должны использоваться принципы финансирования, не зависящие от количества душ».
Кроме того, он выступил за возвращение образовательной отрасли всех налоговых льгот. «В России в начале 21 века ликвидировали фактически все налоговые льготы для образования. Сейчас часть вернули, но недостаточно. По оценкам наших экспертов, российский вуз за компьютер платит в 2 раза больше, чем германский или другой европейский. Это подрывает нашу конкурентоспособность в области электронного обучения», — возмущается депутат.
«Раньше он учился и подрабатывал, теперь он работает и подучивается»
В завершение «финансовой» темы Смолин раскритиковал существующий механизм оплаты труда педагогов.
«Учитель из Липецка объяснял премьеру Медведеву, что он получает практически среднюю зарплату по региону, но 36 часов нагрузки, то есть за две ставки. Труд дико перегруженного учителя, высококвалифицированного учителя приравнивается к труду самого среднего работника в регионе. Я другой такой страны не знаю! Мы предлагаем, чтобы не ниже средней зарплаты по региону или по РФ: если у учителя ставка 18 часов, он за 18 часов должен получать зарплату не ниже средней по региону», — говорит BFM.ru Олег Смолин.
Аналогичная ситуация с социальной поддержкой студентов, подчеркивает парламентарий. «В реальных деньгах по отношению к прожиточному минимуму расчетная стипендия в вузе сейчас меньше в 4 раза, в аспирантуре в 6 раз, в техникуме или колледже примерно в 8 раз и в ПТУ примерно в 11,5 раза. Мы предлагаем всё-таки вернуться более ли менее к тому уровню поддержки студентов, который у нас когда-то был. Не потому, что мы тоскуем по прошлому, а потому, что студент, которому не платят вообще стипендию, он перестаёт вообще учиться. Раньше он учился и подрабатывал, теперь он работает и подучивается», — говорит Олег Смолин.
Золотой стандарт
Экс-министр образования Андрей Фурсенко 17 мая утвердил новый образовательный стандарт для старшей школы, а 7 июня Минюст зарегистрировал проект федерального государственного стандарта (ФГОС).
В нем появилось понятие обязательных предметных областей входят «филология» (русский язык и литература, родной (нерусский) язык и литература); «иностранные языки» (предусматривает изучение второго иностранного языка); «общественные науки» (история, география, экономика, право, обществознание и предмет «Россия в мире»); «математика и информатика» (алгебра и начала математического анализа, геометрия и информатика); «естественные науки» (физика, химия, биология и естествознание) и «физическая культура, экология и ОБЖ». В наборе обязательных предметов должно быть не менее 9 дисциплин. Также ученик сможет выбрать и дополнительные учебные предметы, курсы по выбору.
Государство берет на себя обязательство финансировать от 31 до 37 часов учебной нагрузки на каждого ученика. За остальное придется платить.
Олег Смолин в интервью BFM.ru рассказывает: «Это отдельная большая тема, но, если говорить очень коротко, смысл заключается в следующем: в 9 классе ребёнок должен выбрать, гуманитарий он или нет. Если вы выбираете гуманитарное направление, то, как минимум за пару предметов естественно-научного цикла придётся платить. Если вы выбираете естественные науки, платить придётся за пару предметов гуманитарного цикла. Мы считаем, это неправильно, хотя около 3/4 детей в 9 классе заявляют, якобы по опросам, что они готовы к выбору направления, на самом деле потом каждый третий после окончания школы меняет профиль».
По мнению депутата, должно быть сохранено универсальное образование. «То есть каждый ребёнок должен изучать все основные предметы. На обычном уровне базовом или на профильном, это он может выбрать сам. Мы вводим прямо в закон так называемый «золотой стандарт» — набор всех основных учебных предметов, которые должны изучаться в школе, чтобы никому было не повадно предлагать в следующий раз оставить ОБЖ, физкультуру и «Россию в мире», а остальные предметы сделать предметами по выбору», — заявил он BFM.ru.
Добровольный выбор
На встрече с премьером депутат Смолин заговорил о едином государственном экзамене — пресловутом ЕГЭ. Дмитрий Медведев признался, что теперь он убедился в необходимости модернизации этой формы проверки знаний.
«В этом году у меня мой сын сдавал ЕГЭ. У меня тоже изменилось к этому отношение, оно стало менее однозначным, потому что, когда это пропускаешь через себя и видишь все недостатки и прорехи той или иной системы... Для меня абсолютно очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться, и внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно. Тот самый вербальный компонент, о котором вы говорите, мне кажется, его нужно будет обязательно использовать. И не только, допустим, по иностранному языку — мне кажется, что его, может быть, нужно использовать и по значительной части предметов гуманитарного цикла. Но это не означает, что мы отказываемся от конструкции единого госэкзамена. Мы просто его совершенствуем», — пообещал глава правительства.
Олег Смолин убежден, что ЕГЭ должен быть добровольным. «Президент Обама выделил специальные средства на свёртывание тестовой системы — аналога нашего ЕГЭ. Видимо, ему эксперты объяснили, что не надо превращать нормальных американцев в «задорновских». Мы тоже не хотим превращать нормальных русских в «задорновских» американцев, поэтому предлагаем самый мягкий вариант— ЕГЭ на добровольной основе», — заявил он BFM.ru
При этом он готов согласиться оставить название ЕГЭ, но отказаться от «тестоподобных заданий», как это сделано в математике, и ввести элементы устного экзамена в гуманитарных предметах, как это сейчас предлагается в иностранном языке. «Ведь действительно невозможно понять, какой будет юрист или журналист, если мы не знаем, умеет ли он говорить», — замечает депутат.
По мнению Олега Смолина, участие в Болонском процессе тоже должно быть добровольным. Он напоминает, что такой закон действовал у нас с 1996 до 2011 года: «Тогда бакалавриат выбирали примерно 10% выпускников, остальные — традиционную систему. Бакалавриат вполне оправдан во многих специальностях, но там, где речь идёт о высококачественном образовании, бакалавр, получающий на 40% меньше специальных занятий, специалисту непременно проигрывает. Я говорил Дмитрию Анатольевичу, что сегодня мы солидарны с позицией «свобода лучше, чем несвобода». Давайте расширим свободу выбора в образовании».
Премьер отреагировал на это предложение: «Про Болонский процесс тоже у меня разные ощущения от того, как у нас это всё проходит. С другой стороны, это всё равно мейнстрим, нам всё равно от этого не уйти. Другое дело, что я не могу вас не поддержать в одном: зачастую уровень подготовки человека, который прошёл через специалитет, в принципе существенно выше, чем уровень бакалавра и даже магистра. Но это касается не всех специальностей, это касается всё-таки в большей степени инженерных профессий и естественно-научного цикла».
«Карфаген должен быть разрушен»
На вчерашнем заседании Дмитрий Медведев высказал свою точку зрения по поводу высшего образования: он считает, что количество вузов в стране превосходит все разумные рамки. «Куда нам до Советского Союза, в котором было 300 млн человек и 600 высших учебных заведений?» — задал он риторический вопрос.
И продолжил: «Я согласен, что размер вуза не гарантирует его качество. Хотя, если говорить откровенно, в нашей стране пока гарантирует: в принципе — нет, а в нашей стране пока — да. Но … много появилось новых хороших тоже образовательных учреждений, которые и небольшие по размеру, и дают качественное образование. … Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть реорганизована, а, в конечном счёте, закрыта, это моё абсолютное глубочайшее убеждение».
Глава правительства уверен, что законопроект готов к вынесению на суд депутатов. Впрочем, как и в том, что Минфин будет настаивать на «медленном» решении финансовых проблем в образовании.