Испанские госбумаги лихорадит
Знаковый уровень по доходности эталонных 10-летних облигаций в 7,5% пройден
Читать на полной версииЗнаковый уровень по доходности эталонных 10-летних облигаций в 7,5% пройден. Радикальных мер единая Европа принять попросту неспособна. Даже простой процесс выделения многомиллиардной помощи идет крайне медленно. Что лишь подтверждает актуальность давней фразы экс-госсекретаря США Генри Киссинджера - о том, что в Европе, когда нужно решить какой-то вопрос, просто «некому позвонить». Что дальше? Рассыплется ли еврозона? Или вместо вопроса «если» уже давно более уместен вопрос «когда»?
«Кому мне звонить, чтобы поговорить с Европой?» Предполагалось, что ответ на этот вопрос, авторство которого приписывается Генри Киссинджеру, получен еще в 9 году - когда у ЕС появился президент и верховный представитель по внешней политике.
Но роль их так и осталась номинальной. А в том, что касается экономических вопросов, даже номинальной единой фигуры у Евросоюза как не было, так и нет, и говорить Киссинджеру по-прежнему не с кем. Этим летом во время визита в Польшу 89-летний Киссинджер заявил, что сомневается в авторстве знаменитой фразы про «звонки в Европу». Но актуальность она не потеряла:
«Я не уверен, что я на самом деле так говорил. Но это хорошая фраза, так что почему бы и не согласиться с тем, что ее приписывают мне. Сейчас у нас ЕСТЬ своего рода номер телефона. Но на самом деле, когда Америка хочет поговорить с Европой, так и осталось не до конца ясным, кто же имеет право говорить от имени Европы. Тут и леди Эштон, и комиссия, и другие представители, и национальные министры. Но самое важное - что по многим вопросам, которые сейчас актуальны, единая европейская позиция по-прежнему остается не конца ясной. И вот в итоге даже и телефонный номер вроде бы есть, и даже трубку снимают, но ответ на том конце провода далеко не всегда четок и понятен».
Особенно остро этот вопрос выглядит сегодня на фоне долговых проблем ЕС, которые охватывают все новые и новые страны. Греция утонула в долгах, пока ЕС в течение года решал, что с ней с делать – а процент рос каждым месяцем, загоняя в дефолт.
Испания уже ложится на тот же курс. экстренные меры ее спасения носят исключительно косметический характер.
Потому что принять настоящие - просто некому. Понятно, что после серии встреч министров финансов, экстренных саммитов на высшем уровне, последний звонок сделают Ангеле Меркель. А ей в свою очередь придется посоветоваться с Бундестагом. До сих пор эта процедура растягивалась месяца на два. За это время и без того безумная доходность испанских гособлигаций успеет подскочить с критических у 7,5 еще на пару процентных пунктов, сделав неизбежным долговое пике. Тогда испанский колокол будет звонить уже по всей единой Европе.
Александр Горлин, Business FM