Олимпийский стадион-трансформер в Лондоне
После грандиозного Олимпийского стадиона в Пекине, который простаивает пустым, устроители Игр в Лондоне создали разборную конструкцию для главной арены Олимпиады
Читать на полной версииСпортивных архитекторов обычно просят создавать спортивные дворцы, которые прослужат десятилетия. Новый Олимпийский стадион в Лондоне, где вечером в пятницу пройдет церемония открытия Игр, построен совсем с другим прицелом: он должен при необходимости разбираться.
Таков британский ответ на охватившую современную олимпийскую архитектуру манию гигантизма: быстрее, выше... дороже.
Англичане хотели избежать того, что произошло с великолепным олимпийским стадионом «Птичье гнездо» в Пекине, который сейчас большую часть времени простаивает пустым. Оргкомитет Игр в Лондоне поставил перед архитектурным бюро Populous задачу разработать такой дизайн стадиона, который позволял бы изменять его конфигурацию и делать гораздо более компактным.
В итоге получился стадион, имеющий постоянные 25 тысяч мест и еще 55 тысяч мест, которые можно легко убрать по окончании Игр.
Сегодня стадион будет полон: билеты на церемонию открытия были распроданы заранее. Помимо красочного шоу от Дэнни Бойла зрителей ожидает парад олимпийцев — традиционное дефиле, в котором команды демонстрируют свою новую олимпийскую форму в декорациях нового стадиона.
В нынешнем году к олимпийским костюмам будет приковано особое внимание из-за скандала в американском олимпийском комитете. Российская компания Bosco di Ciliegi на этот раз умудрилась обшить не только отечественную сборную, но и обедневшую испанскую.
Но вернемся к стадиону. Старший партнер в Populous Род Шерд признался в интервью The Wall Street Journal, что его фирма была озадачена и заинтригована подобным заданием. С философской точки зрения, идея понравилась архитекторам, которые были в олимпийском Пекине и видели образец другой архитектуры — когда деньги не имеют значения. Лондон не мог позволить себе подобной роскоши.
С другой стороны, изначальная идея архитектуры, заложенная еще древними греками, заключается в долголетии постройки: архитектурный объект должен быть надежным и доставлять наслаждение, говорит Шерд. Как совместить первое со вторым, было совершенно непонятно.
Недолговечность открывает возможности
Архитектурное бюро Populous известно как один из главных игроков на рынке сооружения крупных спортивных объектов. Это они строили Олимпийский стадион в Сиднее, а также множество стадионов, включая Emirates Stadium для клуба «Арсенал» в Лондоне и новый Yankee Stadium в Нью-Йорке. Но для лондонского Олимпийского стадиона необходимо было найти какое-то совершенно новое решение, идея которого основывалась на недолговечности, или «временности». «Не бояться временности, рассматривать ее не как ограничитель, а как возможность», — поясняет архитектор.
«Временность» как цель необыкновенно расширила возможности архитекторов, в том числе, даже в плане цветового решения объекта. Почему архитекторы обычно не рискуют создавать многоцветные здания? По той простой причине, что ультрафиолет разрушает краски: уже через пять лет здание представляет бледную, в прямом смысле слова, копию оригинала. Но если объект не рассчитан на века, значит, его цветовая гамма может быть гораздо богаче.
Другая новая возможность, которую создает такая концепция, касается материалов. Это совершенно неожиданные материалы, которые, будучи недолговечными, позволяют существенно сократить расходы.
Как пишет The Wall Street Journal, революционный стадион уже породил в архитектурных кругах полемику, которая, скорее всего, переживет само недолговечное сооружение. Как говорит Род Шерд, Олимпийский стадион — это пример такого здания, которому совершенно необязательно стоять вечно: «Кто-то скажет, что это не настоящее здание; это не архитектурная икона, — рассуждает он. — А кто-то, напротив, скажет: это новая икона. Икона XXI века».
Есть и такие, кого лондонский стадион вообще не удивил. Среди них — президент Союза архитекторов России Андрей Боков. В интервью BFM.ru он выразил мнение, что ничего необычного в таком решении нет. «Это требование Международного олимпийского комитета, поскольку для церемонии открытия и закрытия Олимпиады нужно 60 тысяч мест, а для соревнований достаточно 25-30 тысяч мест».
Г-н Боков, который одновременно является гендиректором «Моспроекта-4» (этот институт, в частности, проектировал район Ходынского поля в Москве), добавил, что в Сочи тоже будет использовано аналогичное решение. Как правило, дополнительные трибуны надстраиваются сверху, а также на южной и северной сторонах (за воротами).
Футбольный стадион или трасса Формулы 1
Андрей Боков уверен, что англичане все хорошо просчитали, с точки зрения экономики проекта, и демонтаж лишних мест не повлечет за собой лишних расходов.
Какое место отведет история архитектуры детищу фирмы Populous, еще предстоит выяснить. Но на сегодняшний день неясны перспективы самого сооружения после окончания Игр. Пока что нет и будущего владельца, которому предстоит определить судьбу Олимпийского стадиона: процесс организации тендера оказался слишком сложным и растянутым по времени.
В настоящий момент на стадион претендуют четыре юридических лица, включая две футбольные команды, футбольную академию, а также компанию, которая хотела бы организовать на стадионе и прилегающих улицах гонки Формулы 1.
Имя победителя назовут осенью.