Счетная палата прогнозирует возможный срыв проекта SSJ100
У «Гражданских самолетов Сухого» и НПО «Сатурн» не хватает денег на серийное производство
Читать на полной версииПроекту Sukhoi Superjet 100 не хватает средств, он может прекратить существование, предупреждает Счетная палата.
Ведомство указывает, что закон не предусматривает финансовой поддержки авиапроизводителей после получения сертификата. По оценке СП, «Гражданские самолеты Сухого» и НПО «Сатурн» (занимается производством двигателей SaM146 для самолета совместно с компанией Snecma Moteurs) уже потратили значительный объем собственных и привлеченных денег и не имеют средств на серийное производство.
Чистый убыток «Гражданских самолетов Сухого» за 2009 год составил 1,3 млрд рублей, чистая прибыль в 2010 году — 49,9 млн рублей. Согласно анализу СП, у компании нет средств для масштабного производства. Так, от продажи первых двух самолетов убыток составил 1,2 млрд рублей.
Финансирование инвестпрограммы «Сатурна» практически остановлено, отмечает СП. «Для завершения организации производства необходимого количества двигателей общий объем инвестиций по плану составляет 8,4 млрд рублей», — говорится в докладе. В 2010 году было выделено только 3,4 млрд рублей. Нехватка средств не позволит «Сатурну» увеличить производственные мощности с 30 до 150 двигателей к 2014 году, что угрожает программе продаж самолета, указывает ведомство.
Чистый убыток «Сатурна» за 2009 год составил 1,4 млрд рублей, за 2010 год — 1,5 млрд рублей. По оценке Счетной палаты, предприятие не способно самостоятельно обслуживать кредиты, что во многом обусловлено серийным производством двигателей SaM146. Из данных СП следует, что в 2011 году компания продала шесть SaM146, убыток от продаж составил 312,18 млн рублей. В этом году убыток от продаж 53 двигателей может достичь 2,7 млрд рублей, прогнозирует ведомство.
Согласно данным СП, за 2003-2010 из бюджета на проект Sukhoi Superjet 100 (RRJ/75B и RRJ/95B) с учетом двигателя SaM146 потратили 16,9 млрд рублей по 15 госконтрактам. Из внебюджетных источников разработчики привлекли 27,16 млрд рублей. Бюджетные расходы по самолету составили 12,4 млрд рублей, внебюджетные — 20,33 млрд рублей.
Всего же на выполнение ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники» в 2002-2010 годах из бюджета израсходовали 86,95 млрд рублей.
По данным Администрации гражданских аэропортов, самолет Superjet 100 можно эксплуатировать только в 56 российских аэропортах.