В Казани сегодня прошли похороны убитого накануне начальника учебного отдела Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиуллы Якупова.

Панихида прошла утром, в 9:30, во дворе Апанаевской мечети. В ней Якупов с 1992 года был имам-хатыбом — человеком, который возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь.

В последнее время он возглавлял отдел образования Духовного управления мусульман республики, до этого в должности заместителя муфтия Духовного управления мусульман Татарстана отвечал за связи с госорганами.

Валиулла Якупов был убит вчера около 11 часов утра в подъезде дома по улице Заря в Казани. От полученных ранений он скончался в салоне своего автомобиля.

Примерно в это же время в другой части города во дворе дома на улице Четаева в своей машине Land Cruiser был взорван муфтий Татарстана Илдус Файзов, взрывной волной его выбросило из автомобиля. Файзов сейчас находится в Центральной республиканской больнице, у него перелом обеих ног.

Накануне муфтия посещали в больнице президент Татарстана Рустам Минниханов и представители ДУМ.

Начальник международного отдела Духовного управления мусульман Хабибулла Нафисуллин сообщил BFM.ru, что жизни муфтия ничего не угрожает. «Чувствует он себя хорошо. Нормально», — сказал он.

Есть задержанные

Следственные органы Татарстана возбудили уголовное дело по трем статьям — ч. 1 ст.105 УК РФ (убийство), и ч. 3 и ч. 2 ст.105 УК РФ (покушение на убийство) и ч. 2, ст. 205 УК РФ (теракт).

Указанные уголовные дела объединены в одно производство. Сегодня СК сообщил о том, что были задержаны четверо подозреваемых по делу. Среди них — председатель совета директоров компании «Идель-Хадж» Рустем Гатауллин, руководитель прихода «Вакф» Мурат Галлеев, житель Высокогорского района Татарстана Айрат Шакиров и житель Лаишевского района Татарстана Азат Гайнутдинов. Сегодня по подозрению в покушении на муфтия был задержан пятый подозреваемый — гражданин Узбекистана Абдунозим Атабоев, который незадолго до взрыва машины Файзова ехал следом за ним, а сразу после взрыва скрылся, передает РИА «Новости».

По версии следствия, основным мотивом убийства и покушения на убийство является профессиональная деятельность Файзова и Якупова, в том числе и идеологические разногласия. Файзовым была избрана жесткая позиция по отношению к проповедникам радикальных течений ислама в Татарстане. Кроме того, он начал контролировать движение денежных средств компании «Идель-Хадж», которая организовывала поездки мусульман в Мекку.

В Духовном управлении мусульман Татарстана пока воздерживаются от каких-либо комментариев по поводу возможных версий теракта, сообщил BFM.ru Хабибулла Нафисуллин. Советник муфтия по борьбе с экстремизмом Равиль Шакуров был недоступен для комментариев, его мобильный телефон не отвечал.

«Экономическую версию происшествия нельзя сбрасывать со счетов»

«Духовное управление мусульман — это большой организм со своими экономическими интересами. И экономическую версию происшествия, безусловно, здесь нельзя сбрасывать со счетов», — говорит BFM.ru ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, который, по его собственным словам, тесно общается с руководством ДУМ.

За два дня до покушения, 17 июля, муфтий Татарстана был вынужден публично опровергать обвинения в том, что он «построил бизнес на хадже». К нему с открытым письмом обратились жители Татарстана, которые обвиняли Файзова в том, что он, «пользуясь своим должностным положением», забрал квоту для жителей Татарстана на путевки в Саудовскую Аравию в Мекку «лично себе» и «организовал собственный бизнес на хадже, лишив тем самым нас, паломников, законного права выбора».

Речь идет о квоте в 1,5-2 тысячи путевок на посещение мусульманских святынь, которые раньше распространялись через компанию «Идель Хадж» (создана при бывшем муфтии Татарстана Гусмане Исхакове). Файзов весной этого года заявил, что теперь путевки будут распространяться через другую компанию — «Татарский деловой мир» (неофициальное название «ДУМ РТ Хадж»), которое на 100% принадлежало Духовному управлению мусульман Татарстана.

Это вызвало возмущение верующих, поскольку с новым оператором тур стоил 122 тысячи рублей, на 30% дороже, чем предлагал «Идель Хадж», а условия проживания не устраивали правоверных мусульман, поскольку предлагалось «жить так далеко от мечети Аль-Харам». Таким образом, компания «Татарский деловой мир» могла получить от реализации путевок в Мекку 183 – 244 млн рублей.

Бизнес на хадже в Татарстане оценивается примерно в 150 млн рублей годового оборота, говорит BFM.ru Рафик Мухаметшин.

Мусульмане, написавшие письмо, призывали муфтия отдать квоту. «В ту компанию, которая УМЕЕТ это делать, и с которой МЫ хотим ехать!», — требовали они. В противном случае они не исключали обращения в «федеральный центр». «Доведенные до крайней точки терпения, мы будем вынуждены искать правды и отстаивать свои права перед властью. И только из-за Вас одного», — говорилось в письме.

На пресс-конференции муфтий сравнил письмо с «шантажом» и заявил, что «Идель Хадж» — коммерческая организация и не имеет права заниматься религиозной деятельностью. Обвинения в строительстве собственного бизнеса на хадже он назвал клеветой.

«Экономическая версия произошедшего здесь однозначно присутствует, борьба старой и новой команды за эти средства», — говорит BFM.ru Мухаметшин.

Судя по тому, что среди задержанных председатель совета директоров компании «Идель-Хадж» Рустем Гатауллин, эту версия считается одной из основных и в следственных органах Татарстана. В апреле же муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин предупреждал полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича, что на главу муфтията мусульман в Татарстане может быть совершено покушение, пишет «Труд».

Конфликт на идеологической почве

Борьба за экономические интересы могла коснуться Илдуса Файзова, однако убитый Валиулла Якупов не имел к этому никакого отношения, говорит Мухаметшин. «У него было издательство, по российским меркам крупное. Он издавал традиционную литературу, занимал свою нишу и не переходил кому бы то ни было дорогу», — говорит Мухаметшин.

В связи с этим он не исключает конфликта на идеологической почве. Илдус Файзов, занявший пост муфтия в апреле 2011 года, сменил Гусмана Исхакова. Предыдущий муфтий Татарстана выступал за интеграцию всех течений веры, а Файзов «построил свою карьеру на том, что стал демонтировать наследство предшественника и стал призывать, наоборот, к жесткой борьбе с ваххабизмом», — говорит BFM.ru руководитель Исламского комитета в России Гейдар Джемаль.

В Татарстане сейчас «гремучая смесь разных идеологических течений. Это еще больше осложняет ситуацию», — добавляет Мухаметшин. Новый муфтий постановил, что все имамы должны придерживаться традиционного ислама. «Многие это неправильно истолковали, решили, что муфтий навязывает правила веры, и возмущались», — говорит Мухаметшин. — Говорили, что он навязывает нам, это перекос. Возможно, позиция у него была жесткой. Может быть, надо было быть гибче».

«Идеологические» причины видит и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, который на своем сайте написал, что «оба мусульманских деятеля известны как последовательные противники религиозного экстремизма и его авангарда — ваххабизма. Случившаяся трагедия наглядно свидетельствует о том, что для ваххабитов нет ничего святого, нет у них истинной веры, нет жалости к людям», — написал Кадыров. В Совете Федерации назвали теракт «вызовом ваххабитского подполья».

Но арабский телеканал Al Jazeera сообщает, что радикальные мусульмане действуют, как правило, на Северном Кавказе, в частности, в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Татарстан же до сих пор остается мирным регионом, демонстрирующим в России пример религиозной толерантности. Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов в интервью BFM.ru указывает, что «по многим факторам» — социальным и экономическим — ситуация в Татарстане схожа с Северным Кавказом. Однако воздерживается от комментариев по поводу радикализации мусульман Татарстана «до появления центральной версии следствия».

Эхо «Дальнего»

Гейдар Джемаль считает, что теракт мог быть также совершен в качестве мести силовиков. В разговоре с BFM.ru он напоминает о скандале в ОВД «Дальний», где в марте этого года после пыток в полиции скончался Сергей Назаров. После этого в отставку ушел глава МВД республики Асгат Сафаров, также должностей лишился ряд высокопоставленных сотрудников республиканского МВД. ОВД «Дальний» был расформирован.

«Татарские силовики подверглись организационному разгрому за свои дела в Татарстане. Скандал с отделением «Дальний», министр МВД Асгат Сафаров был фактически изгнан со своего поста… Сейчас его книгу проверяют на экстремизм, поскольку он оправдывал в ней пытки. В этом контексте могли определенные остро недовольные элементы, владеющие профессиональными навыками, устроить это, чтобы наказать, можно сказать, всю страну за недоверие к татарским силовикам. Теракт совершили профессионалы. Нужно знать местность, вести наружку [наружное наблюдение] за ними. Это акция профессионалов. Таких среди радикальных [ваххабитских] элементов нет», — говорит Джемаль.