Армейская еда: «хорошо накормлен — к бою подготовлен»
Вооруженные силы России запустили рекламу, в которой внимание призывников обращается на неплохое питание. Российские солдаты получают больше калорий, чем американские. «Солдатские матери» признают, что ужасы голодных девяностых ушли в прошлое
Читать на полной версииНа огромных рекламных экранах в центре Москвы появилась реклама Вооруженных сил России. Слоган ролика, замеченного на площади Тверской заставы, — «хорошо накормлен — к бою подготовлен». Корреспонденты BFM.ru заинтересовался, действительно ли еда может стать «козырем» военного ведомства.
В пресс-службе Минобороны России BFM.ru рассказали, что военнослужащих по призыву кормят три раза в день. Такое правило записано в приказе ведомства «Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время» от 21 июня 2011 года. С января 2012 года питание всего личного состава (почти 740 тысяч человек) осуществляется сторонними гражданскими организациями. Как говорят специалисты Генштаба, отвечающие за организацию призыва, переход на аутсорсинг значительно улучшил рацион.
Энергетическая ценность основного рациона — 4 374 килокалории в сутки. «Этот показатель больше, чем аналогичный в армиях США, Германии, Великобритании и Франции», — сказал собеседник BFM.ru в военном ведомстве. Обязательным стали соки, фрукты и витаминные премиксы, а из столовых для военнослужащих исчезла перловка.
Больше есть солдаты могут в дни, требующие дополнительной нагрузки: во время учений, многокилометровых маршей, физподготовки
в холодное время года, в высокогорной местности.
Кроме того, калорийность суточного рациона немного выше у десантников и на Военно-морском флоте. Так, летный, морской и подводный пайки предусматривают горячее питание четыре раза в сутки (кроме дней отдыха в выходные и праздники).
Американцы худеют
Для сравнения, обычный рацион американского военнослужащего не должен быть ниже 3 600 килокалорий. В тяжелых условиях и при сильной физической нагрузке этот показатель может повышаться до 4-5 тысяч килокалорий (в условиях тренировок со снаряжением на высокогорье — 6-7 тысяч). Соответствующие рекомендации содержатся в руководстве о стандартах питания в сухопутных войсках, военно-воздушных силах и на флоте от 2011 года. Рекомендации составлены на основе многолетних научных исследований, проведенных по заказу или при участии командования армии США. В структуре военного ведомства существует даже специальный НИИ.
«Средним» считаются военнослужащие-мужчины весом в 79 кг и ростом в 175 см, а женщины — 62 кг и 163 см соответственно. Более худым или толстым диету соответственно изменяют. Так, диетическое питание для военнослужащих с избыточным весом должно составлять в среднем 1500-1600 килокалорий. В армейском руководстве подробно расписаны считающиеся тяжелыми условия (холодная погода, высокогорье и прочее), нормативы приема витаминов и минеральных веществ. В частности, в документе указано, что даже неморозная погода (0-14 градусов по Цельсию) требует увеличения калорийности рациона на 5-10%, а жара в 30-40 градусов — на 2,5-10%. Жиры должны составлять не более 30% всей энергетической ценности, белки — 10-15%, углеводы — 50-55%. При этом доля насыщенных жиров не должна быть более 10% от всей калорийности, а холестерина военнослужащие могут потреблять не более 300 мг в день.
Россияне набирают вес
Отдельная категория — недокормленные призывники. Точной статистикой об их количестве Минобороны России не располагает, такой учет ведется медиками каждой части и военного округа. «Истоки это проблемы, вы сами понимаете, лежат не в армии, а в семьях, из которых военнослужащие прибывают в ряды Вооруженных Сил и в которых, чего греха таить, не всегда едят вдоволь», — говорят в военном ведомстве. Какого-то особого «военного» норматива легковесности новобранцев нет. Военные медики используют стандартные индексы соотношения веса к росту человека. Раньше слишком худосочных юношей называли дистрофичными. «Если это соотношение ниже принятого, то такого военнослужащего принято называть «с дефицитом массы тела». В настоящее время в Вооруженных силах термин «дистрофия» не употребляется», — подчеркнул собеседник BFM.ru.
Худым призывникам выделяют дополнительные продукты. Им, как и высоким военнослужащим (выше 190 см), положен отдельный повар. «Для военнослужащих с недостаточной массой тела сначала организуют период дополнительного питания, а занятия проводят со значительным сокращением физических нагрузок, стараясь в холодное время года исключить занятия на свежем воздухе. После того, как вес военнослужащего приходит в соответствие с физиологической нормой, он приступают к занятиям вместе со своими сослуживцами», — рассказали в Минобороны.
Командиры сетуют и на недостаточно подтянутую физическую форму некоторых призывников. Поэтому военное ведомство некоторое время назад приняло решение об увеличении времени физподготовки до 25 часов в неделю (4-5 часов ежедневно). «В бригадах впервые созданы подразделения инструкторов по физической подготовке, которые проходят специализированную подготовку в Санкт-Петербурге в Военном институте физической культуры», — рассказывают в Минобороны. Там отмечают, что с 2010 года армия стала отказываться от занятий в тяжелых бушлатах. «Занятия по физподготовке проводятся в спортивной одежде и обуви, в 2010 году было закуплено 80 тысяч комплектов для солдат-призывников, в 2011 году – еще 150 тысяч комплектов», — отметил собеседник BFM.ru в военном ведомстве. Кроме того, в воинских частях и военных городках планируется построить многофункциональные спортивные комплексы. Первой «ласточкой» стал объект в поселке Калининец Московской области, далее будут возведены комплексы в Туле, Рязани и Воронеже.
«В связи с увеличением физических нагрузок в распорядок дня военнослужащих по призыву внесен ряд изменений. Им предоставляется один час для сна в послеобеденное время, увеличена продолжительность ночного отдыха на 30 минут, увеличено время отдыха в выходные дни», — отмечают в ведомстве. Изменение распорядка стало возможным также благодаря переходу армии на аутсорсинг и передаче ряда функций сторонним гражданским подрядчикам. Вместо подметания дворов, нарядов в столовой и других хозработ солдат стараются сосредоточить на боевой подготовке. «Солдат приходит служить в армию на двенадцать месяцев, и это время надо использовать с наивысшей эффективностью для овладения им воинской специальностью», — считают в ведомстве. «Военнослужащим-призывникам предоставляются по два выходных дня в неделю с возможностью в увольнении переодеться в гражданскую одежду, посещать родных и близких», — напоминают в Минобороны.
Кошмары девяностых кончились
«Солдатские матери» признают, что ситуация с питанием военнослужащих кардинально изменилась. «Мы работаем 24 года. Если говорить о каком-то периоде длительном, то, оглядываясь назад, изменилось все просто на 100%», — поделилась с BFM.ru своим мнением председатель союза Комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. Правозащитница говорит, что жалоб в этой области почти нет, и с ужасом вспоминает 1990-е годы. «Был период, в середине девяностых, когда воинские части не получали даже денег на питание. Командиры писали даже нам, мол, помогите, хлеба осталось на два дня или еще что-то. И губернаторы вынуждены были подкармливать воинские части. Конечно, было жутко совершенно. Хотя тогда об этом особо не говорили», — вспоминает Валентина Мельникова. «У нас же были страшные истории в 1990-х. Несколько историй, когда из-за хлеба убивали. Есть, с чем сравнить», — говорит она.
По словам собеседницы BFM.ru, за последний год комитеты солдатских матерей в регионах жалобы на конфликты вокруг питания военнослужащих не получали. «В общем, с едой нормально. Сейчас нет уже этой дурацкой истории, когда родители едут навещать сына и везут жратву на всю роту. Возят, конечно, что-то, потому что сладкого не хватает и не везде есть солдатские чайные, чтобы его купить. И у солдат не всегда есть деньги. Но это по мелочам», — говорит Валентина Мельникова.
В то же время в Союзе комитетов солдатских матерей вспоминают несколько проблем, отмеченных за последние пять лет. «Года два назад у нас несколько жалоб было с одной базы в Южном округе, когда там войска поставили, а ничего не обустроили», — вспоминает Валентина Мельникова. Налаживание питания с помощью сторонних организаций, отмечает она, не везде проходило гладко. «Очень шумное дело было два года назад в Москве в Теплостанской бригаде. Было несколько десятков таких жалоб за несколько лет — были драки из-за очереди», — говорит правозащитница. Последняя жалоба поступила осенью 2011 года и снова на Теплостанскую бригаду. «Там был ремонт, не хватало пропускной способности, не успевали готовить. Мы прокурору позвонили, они хвосты накрутили и как-то им помогли: то ли кухню полевую привезли, то ли как-то еще . Но это разгильдяйство офицерское исключительно. А так — нет ни голода, ни безденежья», — сказала Валентина Мельникова.
Правозащитница говорит, что если на питание кто и жалуется, то это в основном военнослужащие, работающие в полевых условиях: в частности, на полигонах по утилизации снарядов. «Таких полигонов у нас 160. Они живут в палатках, фактически в поле. Там, конечно, с едой проблемы», — отмечает Валентина Мельникова. По ее словам, перебои с питанием могут быть и на учениях. «Если на учения они выезжают, там живут подолгу — месяц-полтора. И не успевают поесть. Там бардак с едой, режимом, и работа опасная. Но там родители вместо того, чтобы детей своих разобрать по домам, только жалуются», — сказала собеседница BFM.ru.
По ее словам, такой «бардак» как раз является показательным. «Такие вещи, которые раньше были повально, теперь по большей части случаются только в экстремальных условиях. В остальных частях прилично», — сказала Валентина Мельникова.
По ее словам, проблемные сферы в армии «солдатские матери» в основном отслеживают по жалобам. «Были годы, когда в наши комитеты от военнослужащих поступало более 50 тысяч жалоб в год. Сейчас намного меньше. Все равно обращаются, но процентов 80 — жалобы на здоровье в войсках», — сказала она. «Потому что сначала семья отдает больного, потом у него начинаются осложнения и обострения», — сетует Валентина Мельникова. Правозащитница отметила, что немалый вклад в возможность родителей вмешиваться в проблемы детей внесло разрешение пользоваться мобильными телефонами (в 2009 году Минобороны сняло ограничения, военнослужащие по призыву могут разговаривать в свободное от занятий и тренировок время). «Мобильные — это вообще победа, которую мы одержали вместе с журналистами, те нас поддерживали. Человек может обратиться за помощью куда угодно. Родители перестали с ума сходить от беспокойства: передислоцировали или заболел — всегда о себе сообщает», — говорит правозащитница. По ее словам, телефоны «просто людей спасают».