Я сначала посмеялся, потом возмутился, потом полез проверять. Оказалось, действительно, когда покупаешь билет на Олимпиаду, в Terms and Conditions есть раздел 19.2.3 – «неполный список предметов, которые могут быть не допущены к проносу» на место олимпийского соревнования или церемонии. Подробно о том, что можно и что нельзя делать с олимпийской символикой, также говорится на официальном сайте лондонской Олимпиады www.london2012.com.

Список включает такие очевидные вещи, как оружие, включая ножи, наркотики, алкоголь, фейерверки и лазеры. В нем и большие флаги и плакаты, музыкальные инструменты, включая барабаны, дудки и свистки, и «электронные передающие устройства». Дальше в списке «предметы, несущие торговые марки и другого рода символы или лозунги, имеющие рекламный характер (такие, как головные уборы, майки, сумки и т.д.)», «рекламные или раскручивающие материалы любого рода», «печатные материалы религиозного, политического или оскорбительного содержания или содержания, противоречащего общественному порядку и/или морали».

То есть, действительно, могут не пустить в майках с портретом Че Гевары, популярных сейчас благодаря, помимо политики, еще и песне Hasta Siempre, Commandante. Другой знакомый англичанин, узнав об этих мерах, тут же сообщил: «точно иду в политической майке, только у меня на ней королева в позе Че Гевары, пусть попробуют не пустить».

Конечно, на огромных играх в огромном городе будут и происшествия, и трудности. Будут и политические акции. Но, зная английский common sense (здравый смысл), мне трудно представить, что на Олимпиаде кто-то будет так уже переусердствовать с мелочными ограничениями.

В списке ограничений интересно еще другое: попытка сорвать корпоративную «джинсуху». Спонсоры, рекламодатели, пресса платят серьезные деньги за коммерческое участие в Олимпийских играх. О них-то тут и забота.

В 2010 году на чемпионате мира по футболу в Южной Африке эксклюзивным официальным спонсором был бельгийско-бразильский пивной гигант Budweiser (конгломерат Anheuser-Busch InBev). Конкурирующая голландская компания Bavaria Beer устроила промоушн перед чемпионатом — вместе с пивом раздавали оранжевые мини-платья. В них многие голландские болельщицы приходили на матчи. Симпатичные длинноногие блондинки, сидевшие большой группой, экспансивно поддерживали свою команду и привлекали телеоператоров. Без конца оказывались на экранах.

Но FIFA и полиция заподозрили неладное. На одном из матчей 36 болельщиц выдворили со стадиона и задержали. Их обвинили в незаконном маркетинге и в том, что они на самом деле были наняты Bavaria для выполнения коммерческого флеш-моба. Девушки протестовали, но пришлось им несладко. Bavaria тогда вмешалась, скандал замяли. И в итоге больше паблисити получила все-таки голландская фирма.

А самих организаторов потом критиковали за слишком жесткое преследование незаконного маркетинга, особенно в отношении малого бизнеса. Тогда в ЮАР было возбуждено 450 дел по ambush marketing.

Это был не первый случай подобного ambush marketing – маркетинга из засады с Bavaria. На футбольном чемпионате 2006 года в Германии Bavaria одела голландских болельщиков в оранжевые шорты с логотипом компании. Когда чиновники FIFA попросили их снять маркетинговую одежду, болельщики и болельщицы так и сделали – остались в одном исподнем. К следующему матчу организаторы подготовились лучше: болельщиков ждали шорты такого же цвета – но без логотипа.

И вот теперь Лондон готовится к подобному. Так что, кто едет, аккуратнее с майками и шортами.