Депутаты могут принять сегодня закон о статусе «иностранного агента» для НКО
Под действие новой нормы попадут только те НКО, которые финансируются из-за рубежа и занимаются политикой. Инициатива депутатов-единороссов вызвала бурную реакцию в обществе
Читать на полной версииПод действие новой нормы попадут только те НКО, которые финансируются из-за рубежа и занимаются политикой. Инициатива депутатов-единороссов вызвала бурную реакцию в обществе.
После первого чтения президент предложил утроить помощь НКО из российского бюджета, а премьер Медведев уже сообщил, что правительство выделит на это 3 млрд рублей.
Кто и на каких условиях согласен принять деньги от государства?
Организации, которые получат статус агента, должны быть занесены в специальный реестр. Для таких НКО вводятся особые режимы финансовой отчетности и различных проверок. А поступление денег из-за рубежа на сумму от 200 тысяч рублей и больше подлежит обязательному контролю. Российские филиалы международных организаций будут вынуждены либо отказаться от финансирования из-за границы, либо соглашаться на статус «иностранного агента». К чему это приведет, поясняет глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова:
«Меня лично в жизни называли всякими разными словами, поэтому меня название «иностранный агент» совершенно не пугает, но, конечно, я буду вынуждена устроить встречу коллектива и правления, и я понимаю, что для многих людей это может быть болезненно. И видимо без всяких претензий кто-то уйдет, и я тут даже не смогу и слова сказать этим людям».
Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинской группы, заявила Business FM, что, возможно, подаст заявку на получение российского гранта. Но она считает, что власть не станет спонсировать организацию, которая защищает граждан от произвола чиновников. Группа также приняла решение отказаться от иностранной финансовой поддержки, сообщила Алексеева:
«Они думают, что люди на все пойдут, лишь бы от денег не отказаться — ничего подобного. Для нас честь и доброе имя важнее, чем деньги, которые мы получаем. Мы работаем за копеечные зарплаты. Ну а теперь будем работать без зарплаты».
Координатор движения «Наша земля» Николай Ляскин рассказал, на каких условиях он готов принять государственные деньги:
«Мы, конечно, готовы принимать российские гранты, российскую помощь под наши цели. Зависит тот, который берет деньги и что-то обещает делать за эти деньги. Мы же наоборот, всегда говорим свои цели и говорим, что мы будем делать. Если люди дают на это деньги — хорошо. Не дают деньги, значит, мы будем пытаться делать то, что мы делаем, без денег или с минимальным количеством денег».
Для тех НКО, которым приходится постоянно контактировать с органами власти, получение статуса иностранного агента крайне нежелательно. «Взаимодействия не будет», — пояснил Business FM Валерий Борщёв, который занимается, в том числе, защитой прав заключенных. Готово ли государство выделять на это деньги? Вопрос остается открытым.
Михаил Задорожный, Business FM