План правительства по госзакупкам провалился
Предприятия с госучастием не смогли 1 июля перейти к закупочной деятельности по новым правилам из-за неготовности системы и проволочек с оформлением документов. Правительство решило предоставить компаниям отсрочку, чтобы они не попали под статью
Читать на полной версииС 1 июля предприятия с государственным капиталом, подпадающие под действие Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (по оценкам Минэкономразвития, в России их около 400 тысяч), были обязаны размещать всю информацию о своих закупках на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Однако госкомпании, госкорпорации, ГУПы, МУПы и другие заказчики не смогли это сделать в срок по ряду причин. Основная — у подавляющего большинства из них не было возможности вовремя оформить электронные цифровые подписи, которые необходимы для регистрации на официальном сайте.
Эти подписи уполномочены выдавать только аккредитованные Минкомсвязи удостоверяющие центры, однако список этих центров был официально обнародован лишь 29 июня, то есть всего за два дня до «часа Х». В итоге, «оформиться» по всем правилам сумели лишь несколько крупнейших компаний.
По замыслу Минэкономразвития, новые правила должны обеспечить снижение коррупции и повышение эффективности при покупке госкомпаниями товаров и услуг для собственных нужд.
Помимо этого, не правительство в срок не утвердило порядок регистрации заказчиков на официальном сайте и порядок размещения на нем информации о закупке, хотя проекты этих документов были опубликованы заранее.
Фактически, с формально-юридической точки зрения получалось так, что подавляющее большинство компаний с государственным капиталом, подпадающее под регулирование 223-ФЗ, с 1 июля осуществляло закупочную деятельность незаконно. Правда, в законе 223-ФЗ было предусмотрено, что правительство имеет право перенести срок обязательного размещения информации на официальном сайте с 1 июля на более позднюю дату, однако до вчерашнего дня этого сделано не было.
В четверг, 12 июля, пресс-служба правительства сообщила, что премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому полная информацию о закупках на официальном сайте госзакупок должна размещаться с 1 октября 2012 года. На официальном сайте правительства это постановление № 662 датируется 30 июня 2012 года. Однако источник, знакомый с ситуацией, рассказал BFM.ru, что этот документ был подписан задним числом. Сделано это для того, чтобы в дальнейшем у компаний, которые осуществляли покупки с 1 июля, не было проблем с законом.
Коммерческий директор электронной торговой площадки B2B-Center Андрей Бойко в беседе с BFM.ru отметил, что проектом поправок в КоАП за нарушение в виде неразмещения предусмотренной законом информации о своих закупках планировалось ввести штрафы в размере до полумиллиона рублей для юридических лиц. «Если подобных нарушений будет много — то сумма штрафов может составить миллионы рублей, поскольку они налагаются за каждое нарушение в отдельности. Правда, на сегодняшний день уже вышло официальное постановление правительства о переносе сроков размещения информации на официальном сайте на 1 октября, поэтому вынужденное неопубликование закупочной информации на zakupki.gov.ru ничем не грозит заказчикам», — пояснил Андрей Бойко.
По его словам, «пробуксовка» с введением новых правил связана с тем, что обязательство публиковать информацию о закупках совпало по времени со вступлением в силу требований нового закона о получении цифровой подписи (1 июля). Из-за этого многие госкомпании приостановили свои закупки или попытались провести их до 1 июля. При этом эксперт отметил, что если в течение трех месяцев ничего не изменится — не будет готов официальный сайт, не будет утвержден порядок работы на этом сайте, не будут оперативно выдаваться электронные подписи — ситуация может повториться.
Генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро объяснил BFM.ru, что нынешняя ситуация сложилась в частности из-за того, что в Минэкономразвития происходят перестановки на руководящих постах: «В ведомстве поменялось руководство, надо выпускать много разных подзаконных актов, включая порядок регистрации. В связи с этим и получилось так, что инфраструкутра не готова до сих пор».
По словам Габестро, сам по себе новый закон является весьма спорным. Но даже, если не брать во внимание этот момент, все равно с его введением спешка не нужна.
«В принципе, даже если бы не вышло постановление правительства о переносе срока, то в связи с неготовностью инфраструктуры особых бы проблем не было, все бы размещали информацию на своих сайтах. С другой стороны, это дает возможность недобросовестным чиновникам воспользоваться этой ситуацией и трепать нервы государственным компаниям», — рассказал собеседник BFM.ru.
Он отметил, что к закону 223 готовятся новые постановления, однако и к ним есть немало вопросов: «Они увеличивают трудозатраты компаний, в них нет ни одного слова про интеграцию с другими площадками, в них достаточно много излишних требований, которых не было в предыдущем законе. Это проблема. Огромное количество поправок, которые просили внести бизнес и общественные организации, не учтены. Чиновники поступают так, как им удобнее, а в связи с этим компаниям предстоит отнюдь не легкая жизнь. Хотя 223-й закон, конечно, лучше ранее действовавшего, проблема заключается в том, что его постепенно превращают в 94-й [старaй закон о госзакупках — BFM.ru]. У нас вместо того, чтобы развивать конкуренцию, увеличивают контроль, что приводит к уничтожению этой самой конкуренции».