Государство даст денег НКО и закажет музыку
Увеличение в 3 раза госфинансирования НКО не коснется нелояльных власти организаций. Правозащитники считают, что получение госденег несет репутационный риск и цитируют президента, который заявил: «Кто платит, тот и заказывает музыку»
Читать на полной версииВ Госдуму внесены президентские предложения в законопроект об НКО-иностранных агентах, а премьер Дмитрий Медведев сегодня заверил, что средства на трехкратное увеличение объемов финансирования некоммерческих организаций будут найдены.
Заключение по законопроекту о статусе некоммерческих организаций (НКО), занимающихся политической деятельностью и получающих средства из-за рубежа, президент Владимир Путин представил в Госдуму после встречи с правозащитниками, которая прошла вчера. Сам законопроект Госдума приняла в первом чтении 6 июля, несмотря на предложения Совета президента по правам человека и Общественной палаты отложить рассмотрение этого проекта закона.
Законопроект предполагает, что НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие средства из-за рубежа, должны быть включены в специальный реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов. Каждый квартал «иностранные агенты» должны предоставлять контролирующим ведомствам в России отчеты о расходовании средств, полученных от зарубежных спонсоров, раз в полгода — отчет о своей деятельности, раз в год — аудиторское заключение. За нарушение правил грозят административные штрафы, исправительные работы или лишение свободы
В президентским заключении предлагается нормы закона об НКО не распространять на религиозные организации, госкорпорации, госкомпании, государственные и муниципальные учреждения, а также созданные ими некоммерческие организации. Также предлагается уточнить само понятие «политическая деятельность». По мнению президента, необходимо указать, что к ней не относится деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, благотворительная деятельность и ряд других направлений.
По сути, в заключении президента собраны все те поправки, которые депутаты, а также сами представители НКО обсуждали еще перед первым чтением в Госдуме. Но накануне президент выступил с новым заявление: он предложил в случае принятия законопроекта с учтенными в нем его поправками увеличить госфинансирование НКО в три раза — до 3 млрд рублей в год.
Получать или не получать
Сегодня премьер Дмитрий Медведев заявил, что дополнительные деньги будут найдены «несмотря на то, что ситуация достаточно сложная». Поручение найти дополнительные средства на поддержку НКО он дал правительству и министерству финансов.
Правда, премьер уточнил, что государство будет поддерживать те НКО, чья работа «в целом является полезной и позитивной для нашей страны».
Это высказывание последовало вслед за фразой президента Владимира Путина о том, что имеет значение, откуда пришли деньги на НКО. «Имеет все-таки значение: получили они деньги от Госдепа или от нашей какой-то российской структуры, потому что народная мудрость гласит: «Кто платит, тот и заказывает музыку». И это факт, понимаете? Просто так никто деньги не разбрасывает», — сказал президент (из стенограммы встречи на сайте Кремля).
Сегодня же Дмитрий Медведев подписал постановление, которым утвердил положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций. Пресс-служба правительства поясняет, что госнадзор предполагает проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований российского законодательства.
Правозащитники, опрошенные BFM.ru, заявили, что увеличение госфинансирования может привести к конфликту интересов и росту коррупции.
«Одно дело — правозащитная организация получает государственное финансирование, например, на контроль за тюрьмами. Это совершенно нормально, это определенный мандат от государства и это даже будет помогать. Но если это, к примеру, будет региональный грант на проект по мониторингу выборов, то в этой ситуации организация попадает под зависимость. Любые ее негативные отзывы о деятельности самой администрации — это гарантия того, что следующий грант организация уже никогда не получит», — пояснила BFM.ru исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.
Получение государственного российского гранта в настоящее время несет в себе гораздо больше репутационных рисков, чем получение помощи от зарубежной организации, уверен председатель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. По его словам, получение гранта будет зависеть от степени лояльности организации и ее руководства к действующей власти и от готовности «вступать в различные сомнительные коррупционные схемы в виде откатов и платы за получение соответствующих грантов из бюджета».
«Таких нам никто не предлагал, потому что мы имеем репутацию нелояльных, но мне известно, что и на региональном, и на федеральном уровне за получение бюджетных средств предполагается соответствующая криминальная схема откатов. Создаются чиновниками НКО под получение бюджетных средств, и они, входя во всякие комиссии и комитеты, принимающие решения о выделении средств, лоббируют интересы таких «подкрышных» общественных объединений», рассказал Чиков BFM.ru.
Такие случаи в апреле этого года выявили правозащитники в ряде регионов, когда проводился конкурс среди социально ориентированных НКО. Согласно постановлению правительства от 23 августа 2011 года «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», всего на поддержку российских НКО, работающих в соцсфере, выделено 880 млн рублей. Из них 600 млн рублей ушло на субсидии регионам на поддержку НКО. Свои средства на поддержку социальных НКО выделили и регионы.
Грантополучателей определяла комиссия на основе конкурса. В Новгородской области, к примеру, такая комиссия на три четверти состояла из чиновников администрации области, в Пензенской области — на 100% из чиновников областного правительства, в Удмуртии — на три четверти, в Калининградской области — на 85%. Это выяснили эксперты Ассоциации коренных новгородцев и Центра «Трансперенси Интернешнл – Р».
В итоге, в Новгородской области грант в 6 млн рублей — почти треть общего фонда субсидий области в 19 млн рублей — получила НКО «Поисковая экспедиция «Долина», в руководство которой входят областные чиновники Игорь Неофитов и Сергей Флюгов. Неофитов же являлся заместителем председателя конкурсной комиссии, которая определяла грантополучателей.
«Вопрос выделяемых из бюджета средств на поддержку российских некоммерческих организаций состоит не в сумме, а в механизме распределения, в контроле за расходованием и в оценке эффективности поддержанных проектов. Можно выделять 10 млрд, и они так же не будут иметь никакого влияния, кроме как на масштабные хищения с использованием коррупционных связей в госорганах. Те, кто их получает, в своем большинстве, это НКО, которые предельно лояльны властям», — считает Павел Чиков.
Все равно не получить
Ассоциация «Агора» получает иностранные гранты, денежные средства, защищаемые международными договорами РФ по линии ООН, пожертвования от российских граждан и организаций, у нее есть российский правительственный грант и доходы от коммерческой деятельности, перечисляет Чиков.
Он утверждает, что получить бюджетные гранты в России гораздо сложнее, нежели иностранные. «Агора» и региональные партнеры организации неоднократно обращались с заявками на грант Общественной палаты РФ, начиная с 2006 года — в общей сложности не менее девяти раз, но ни разу эти гранты не получала.
«Кроме того, нам даже приходилось по роду своей деятельности защищать организации, которые получали бюджетные средства. Они потом столкнулись с огромными претензиями со стороны управления Росфиннадзора, которому не понравились определенные проводки и которые выставили несколько десятков штрафов на приличную сумму», — рассказал Чиков.
«Голос» ни разу не получал средства от государства, в том числе не были выделены деньги и на проект по мониторингу выборов. «Такие отказы не мотивируются, потому что заявителей достаточно много, им всегда пишут стандартную фразу: «Спасибо за вашу заявку, она была очень замечательной, но так как много заявителей, по конкурсу вы не прошли», — рассказала Лилия Шибанова.
Движение «За права человека» в настоящее время получает поддержку от государства — президентский грант — это десятая часть от всего объема финансирования движения, рассказал BFM.ru лидер движения Лев Пономарев.
Организация будет вынуждена отказываться от иностранного финансирования, поскольку не согласна со статусом «иностранного агента». Пономарев заявил о намерении снова обращаться за получением гранта от государства, также его организация будет обращаться за помощью к частному бизнесу.
«Они прекрасно понимают, что они нас в каком-то смысле уничтожат. Мы останемся одними из главных людей, которые назначены быть агентами. Путин сказал: «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку» и одновременно заявил об увеличении финансирования НКО со стороны государства. Но правозащитники не могут работать по заказу власти», — говорит Пономарев.
Добавим, законопроект об НКО Госдума планирует рассмотреть во втором и третьем чтениях уже в эту пятницу, 13 июля.
Авторы законопроекта об НКО поправки в административный кодекс, которые были частью законопроекта, вынесли в отдельный законопроект.
Напомним, изначально у этого законопроекта было семь авторов, сейчас их 238. Это все члены фракции «Единая Россия».