Почему сворачивается мелко-розничная торговля?
Зачистка столичными властями этого рынка привела к трёхкратному росту аренды и сворачиванию бизнеса, но больше всех проиграли потребители
Читать на полной версииВ среду столичные власти проводят конкурс на право аренды десяти помещений для сетевых магазинов. Торги пройдут на фоне резкого сокращения числа уличных ларьков.
Предпринимателей тревожит прогрессивный запрет на торговлю пивом и сигаретами в ларьках и небольших магазинах. Поскольку для них эти товары составляют приблизительно 2/3 оборота, то дальнейшая судьба их была очевидна. Однако затронуло сокращение не только торговцев пивом-сигаретами - для них ограничения, кстати, только начинают вводиться, - но и многих из тех, кто торговал, например, овощами, молоком или хлебом. Как ни парадоксально это стало следствием того, что с весны прошлого года стали проводиться аукционы на установку и киосков, и павильонов, утверждает предприниматель, председатель движения «За честный рынок» Илья Хандриков:
«Все эти процедуры, которые как бы рыночные, привели к тому, что большое количество нестационарных объектов, которые стояли, и их крышевала милиция и управские - заменили просто посредники, выкинув большое количество предпринимателей. На их место встали представители крышующих и теперь уже сдают эти места предпринимателям. Кто-то согласился с этой политикой, кто-то оскорбился и бросил бизнес, но потребитель от этой политики сильно проиграл».
По наблюдениям, цены во многих ларьках, в том числе, например, и торгующих цветами в последнее время значительно выросли. А количество фаст-фудов, торгующих блинами или хот-догами уменьшилось. Тут тоже виноваты аукционы, вернее их отсутствие, считает директор по развитию сети «Стардогс» компании «Маркон» Сергей Рак:
«До сих пор в Центральном округе не все аукционы проведены. Победителями по большей части выступили компании, которые выигрывали на аукционах, а потом перепродавали право аренды или предоставляли компаниям действовать. Резко в два раза сократилось количество объектов общепита. С точки зрения экономики всё это вылилось почти в трёхкратный рост стоимости аренды, что не может не отразиться на эффективности бизнеса и ценах соответственно».
Согласно заверениям ассоциаций предпринимателей, по их требованию столичный департамент торговли сейчас обсуждает возможность увеличения торговых точек в городе. Однако по мнению участников рынка, дело вряд ли серьёзно продвинется, если в согласовании по-прежнему, как это предусматривает решение московского мэра, будет участвовать комиссия, в которую входят чиновники всех мастей - от пожарных до Федеральной службы охраны.
Андрей Жвирблис, Business FM