Госдума открыла сезон охоты на «иностранных агентов»
Госдума готовит к первому чтению законопроект об «иностранных агентах» — организациях, получающих помощь из-за рубежа. Это попытка избавиться от влияния запада на политику и установить контроль, а также ответ на закон Магнитского
Читать на полной версииЧерез два дня депутаты приступят к рассмотрению законопроекта «об иностранных агентах» — некоммерческих организациях (НКО), занимающихся политикой и получающих финансирование из-за рубежа. Сегодня комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций должен получить все поправки к законопроекту и подготовить его к первому чтению. А правозащитники из президентского Совета по правам человека назвали законопроект неконституционным.
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы 29 июня. Его авторами значатся семь депутатов партии «Единая Россия». Среди них — Ирина Яровая, в мае этого года после «Марша миллионов» обвинившая оппозицию в том, что она не берет на себя ответственность за произошедшие столкновения митингующих и полиции, и потребовала уголовной ответственности для организаторов происшествия. Еще один соавтор — Александр Сидякин, соавтор нашумевшего закона, в разы увеличившего штрафы за нарушения правил проведения митингов.
Объектом новой законодательной инициативы депутатов «ЕР» стали некоммерческие организации, ведущие политическую деятельность в России, в том числе в интересах других стран, и получающие финансирование из-за рубежа. От иностранных государств, госорганов, иностранных организаций, физлиц, лиц без гражданства «либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из указанных источников». ОАО с госучастием и их «дочки» под действие закона не попадают.
Контроль, контроль и еще раз контроль
По закону, такие организации должны именоваться иностранными агентами с обязательным включением в реестр соответствующих некоммерческих организаций. Также НКО, выполняющие функции иностранного агента, должны каждый квартал предоставлять контролирующим ведомствам в России документы о расходовании денег, полученных от зарубежных спонсоров, раз в полгода — отчет о своей деятельности, раз в год — аудиторское заключение. Если НКО решит распространить те или иные материалы, в том числе в СМИ, то она будет обязана специальным образом пометить как материалы некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Операции по получению средств из-за рубежа (денег или имущества) на сумму в 200 тысяч рублей и выше (или эквивалента в валюте) должны будут подлежать обязательному контролю в рамках закона «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
За нарушение закона предусмотрена как уголовная ответственность, так и обязательные работы и штрафы. Лишением свободы на четыре года будет наказываться создание либо руководство религиозной или общественной организацией, «деятельность которой сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью». Это максимально возможное наказание по этому пункту. Уголовный срок три года может грозить за создание или руководство НКО, в том числе и «иностранного агента», которая побуждает граждан «к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний». За участие в работе описанных организаций и пропаганду их деятельности предусмотрено в том числе лишение свободы на два года. Такой же срок предусмотрен для тех, кто замечен «в злостном уклонении» от выполнения обязанностей, предусмотренных законом об НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Штрафные санкции варьируются в пределах от 3 тысяч до 1 млн рублей. К примеру, если организация не предоставила отчет о своей деятельности или предоставила его с опозданием, то штрафы будут варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей для физических лиц, от 30 до 50 тысяч для должностных лиц, от 500 тысяч до 1 млн рублей для юридических лиц. Если НКО будет работать без включения в спецреестр, то должностные лица будут оштрафованы на сумму от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, юридические — от 500 тысяч до 1 млн рублей. Такой же штраф будет предусматриваться при публикации материалов без спецмаркировки.
«Здравствуйте, вас приветствует иностранный агент»
Законопроект уже вызвал критику как у правозащитников и общественных деятелей, так и у представителей организаций, которые могут попасть под определение иностранного агента.
Само определение «иностранный агент» вызывает недовольство у представителей НКО. Термин вызывает ассоциации со шпионажем времен Холодной войны и, вероятно, будет дискредитировать работу организаций «иностранных агентов» в глазах общественности, пишет The New York Times.
Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова в интервью BFM.ru подтвердила, что это определение будет отрицательно влиять на имидж организации.
«Те опросы, которые проведены «Левада-центром», показывают, что более 65% граждан негативно относятся к иностранному финансированию общественных организаций. Эта кампания по дискредитации и «Голоса» и общественных организаций, которые получают иностранную помощь, ведется системно», — пояснила она.
Другие формулировки законопроекта также вызывают недоумение у правозащитников. Накануне глава президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов заявил, что «иностранным агентом» можно считать РПЦ, которая получает деньги от иностранцев через зарубежные епархии.
Совет сегодня опубликовал заявление с призывом снять с рассмотрения этот законопроект и отправить его на общественное обсуждение. В заявлении говорится о том, что складывается ситуация «почти нескрываемого наступления российских парламентариев на ряд конституционных прав граждан». Правда, предыдущие призывы правозащитников, которые касались закона о митингах, остались неуслышанными ни в верхней, ни в нижней палатах парламента.
«Иностранным агентом» может стать «Горбачев-фонд» экс-президента СССР Михаила Горбачева. Кроме того, под действия закона может попасть и фонд «Подари жизнь», основанный актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.
Сегодня пресс-служба «Горбачев-фонда» выступила с официальным заявлением по этому поводу. «…Что касается предлагаемых поправок, то стремление проштамповать их в Госдуме как можно скорее и по существу без общественного обсуждения вызывает удивление и протест. Такое происходит уже не в первый раз и, безусловно, наносит ущерб национальным интересам и международному авторитету России», — говорится в заявлении фонда.
«Как изменится работа фонда «Подари жизнь», когда (и если) закон «О некоммерческих организациях» будет поправлен? Нам станет труднее», — написала 1 июля в своем блоге в «Живом журнале» директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова. Она замечает, что из-за требований законопроекта отчетность «напрасно подорожает». А необходимость указывать, что НКО является иностранным агентом, она называет «черной меткой».
«В любом интервью сотрудник фонда должен представляться иностранным агентом. На сайте мы напишем, что мы иностранный агент. И далее по тексту. Наверное, даже на телефонном автоответчике попросят записать: «Здравствуйте! Вас приветствует иностранный агент!» Интересно, представителям государственной власти не будет стыдно, что о российских детях какой-то иностранный агент заботится? Раньше-то мы были родным отечественным фондом, и от этого было как-то меньше неловкости», — написала она.
Соавтор законопроекта Александр Сидякин к такой критике относится «исключительно как к политическому троллингу», о чем он заявил BFM.ru. «Ничего общего с действительностью это не имеет и иметь не будет, это плод воспаленного воображения критиков этого закона. Политическая деятельность является критерием, чтобы НКО включалась в реестр», — говорит он.
Правда, он соглашается с тем, что необходимо уточнить понятие политической деятельности в законопроекте. Екатерина Чистякова, к примеру, в своем блоге пишет, что фонд организовывал акции по призыву изменения российского законодательства, а значит, воздействовал «на принятие государственными органами решений» и формирования общественного мнения».
Уточнение понятия политической деятельности, по словам Сидякина, будет одной из основных поправок, которые депутаты включат в законопроект перед его рассмотрением в Госдуме.
Без иностранцев не обойтись
В ассоциации «Голос», к примеру, говорят, что без иностранной помощи обойтись НКО сложно. «Надо понимать, что для содержания такой организации требуются достаточно большие финансовые ресурсы, — говорит BFM.ru Лилия Шибанова. — Частично мы найдем средства для финансирования наблюдений для выборов. Но для того, чтобы поддерживать системно организацию, чтобы она выжила, когда абсолютно нет поддержки со стороны государства… Российское финансирование получает «Гражданин–наблюдатель», Ассоциация наблюдателей в Петербурге. Это очень хороший показатель, но надо понимать, что это разовая поддержка: возможность снять автобус, отвезти людей в ближайшее Подмосковье, купить билеты в Красноярск. Но системное содержание организации — это действительно очень сложно».
The New York Times приводит слова заместителя директора «Голоса» Григория Мелконьянца, который говорит, что организация неоднократно обращалась за получением российских правительственных грантов на деятельность ассоциации, но «Голосу» постоянно отказывают, а российский бизнес опасается открыто поддерживать деятельность таких организаций, как «Голос».
Попытка «убрать руку Запада»
Александр Сидякин отметил в интервью BFM.ru, что законопроект призван «усилить контроль» и предлагает использовать другой термин: «предоставление гражданам РФ большей информации о деятельности таких НКО».
«У государства и сейчас достаточно полномочий, чтобы контролировать действующие НКО. Но граждане РФ, учитывая все возрастающую информированность в Интернете, увеличивающееся количество политических партий, должны понимать, где в гражданском обществе влияние на государственную политику идет от самих участников гражданского общества, а где это влияние из-за рубежа», — пояснил Сидякин.
Он также заметил, что такая же формулировка — «иностранный агент» — есть в FARA (Foreign Agents Registration Act, американский закон о регистрации иностранных агентов). Таким образом, депутат указывает, что Россия пытается перенять иностранный опыт в законодательстве.
Сейчас в Интернете, на специальном сайте, организован сбор подписей в поддержку изменений в закон об НКО.
Там, в частности, говорится, что «сейчас против России «используются технологии «мягкой силы» и идет необъявленная информационная война, в которой участвуют сотни и тысячи людей, агентств и организаций… через иностранные фонды выделяются многомиллионные бюджеты для финансирования деятельности, направленной против России… Получателями этих бюджетов выступают некоммерческие структуры, которые рядятся в «овечьи шкуры» правозащитных и аналитических организаций», — говорится на сайте.
Там же указано, что США с начала 2009 года выделили «на развитие демократии в России» 200 млн долларов и заявили о планах по созданию фонда объемом 50 млн долларов для финансирования неправительственных организаций в России.
Как значится на сайте, петицию в поддержку усиления контроля над НКО в России подписали 95,8 тысячи человек.
Отметим, российские власти ранее неоднократно высказывались по поводу того, что именно запад имеет отношение к ряду политических событий в стране. В частности, к протестному движению, которое началось в декабре прошлого года с митингов на Чистых прудах, Болотной площади и проспекте Сахарова. В декабре прошлого года Владимир Путин во время прямой линии общения с народом заявил: «Политическая система должна быть защищена от проходимцев, которые извне пытаются проникнуть и раскачать нашу политическую систему».
Сейчас общественные деятели и правозащитники называют и другие причины появления законопроекта. Мария Липман, эксперт московского Центра Карнеги, не исключает, что законопроект является своеобразным ответом на одобрение в Сенате США «закона Магнитского», который предполагает визовые и экономические санкции против ряда российских должностных лиц, пишет NYT.
Поэт и публицист Лев Рубинштейн на своей странице в Facebook написал, что законопроект является попыткой воспроизведения «славного опыта… советских начальников, которые повсюду разоблачали «идеологических врагов», но в современном варианте о разоблачении речи не идет.
«У них [в СССР] тогда набор некоторого количества ключевых слов, употребленных в произвольном порядке, считался «идеологией». У этих никакой идеологии никогда не было, нет и не предвидится, — уверен Рубинштейн. — Их, я думаю, не слишком тревожат всякие правозащитные, или экологические, или какие-либо еще организации, находящиеся за рамками их уркаганского разумения. Их беспокоят деньги, которые откуда-то куда-то движутся совершенно мимо их шаловливых ручонок. А это вот уже непорядок. Агенты кругом. «Делиться надо, товарищи агенты! Нехорошо, понимаешь, получается!...».
Добавим, Александр Сидякин сегодня в интервью BFM.ru, не исключил, что законопроект об иностранных агентах может быть принят уже в этом месяце.