Масштабная программа перевооружения армии стоимостью 20 триллионов рублей может быть отложена. Пока в кулуарах говорят об отсрочке на три года. Как стало известно «Ведомостям», правительство опасается новой волны экономического кризиса.

Четкого решения по этому вопросу пока не принято, но в Минэкономразвития уже якобы подсчитывают, хватит ли у государства денег на грандиозные оборонные траты. В конце мая Минфин, поначалу публично не поддерживавший своего бывшего руководителя Кудрина, резко изменил позицию. Прозвучало сенсационное предложение - для решения проблем с бюджетом существенно сократить расходы на армию и полицию.


Возможно, оборонные траты действительно на какое то время заморозят, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Юрьевич Виноградов:

«Правительство готовится к возможности улучшения экономической конъюнктуры и смотрит на тех «священных коров», которых можно сделать не священными. Самая «священная корова» - пенсионный возраст. Здесь позиция достаточно четкая, сегодня обозначает, что они готовы идти на повышение пенсионного возраста. Армия получается несколько менее священной.

Второе объяснение - определенное тестирование устойчивости, жизнеспособности всех программ, которые выдвигались при Медведеве. Это и «большая Москва» и перевооружение армии, целый ряд других проектов. Вокруг них раздавалась критика. Говорилось чуть ли не о волюнтаристском характере этих программ. Сейчас есть желание посмотреть на то, какие из программ окажутся устойчивыми, а какие можно будет закрыть без особого ущерба для политики.

Третье объяснение - тотальная борьба за передел сфер влияние в целом ряде отраслей российских, в том числе и ОПК. Отставки произошли в судостроении. Смена власти всегда порождает риски подобного рода сдвигов».

Ещё один аргумент, чтобы отложить перевооружение: промышленность просто не готова выполнить все заказы, а значит, будет скачок цен и снижение качества. Комментирует президент Института стратегических оценок Александр Коновалов:

«Вбухать в ОПК можно сколько угодно денег, он все проглотит. Но что будет на выходе? Будет ли нужное современное качественное вооружение? Это очень большой вопрос. У меня такое ощущение, что у нашего руководства подход к ВПК примерно такой, как к автомату для продажи кока-колы в банках. Бросил 1 долл, выкатилась одна банка. Бросил 2 долл, выкатилось две. А связь между количеством денег и выходом практическим значительно сложнее в ОПК и значительно более трудно рассчитываема. То, что кто-то предлагает отложить перевооружение, несколько притормозить выделение гигантских денег, это очень рациональный подход. Потому что у нас не определены приоритеты, что мы хотим покупать в первую очередь, что во вторую. У нас нет ответа на вопрос, в какого типа конфликт может оказаться вовлеченной Россия. Где регионально, сколько конфликтов одновременно».

И Путин и Медведев неоднократно устраивали публичный нагоняй за срыв оборонзаказа. Однажды Дмитрий Медведев даже заметил, что лет 60-70 назад виновные руководители уже активно занимались бы физическим трудом на свежем воздухе. А у нас ничего - сидят в креслах. Критика была в адрес министр обороны Анатолия Сердюкова. После Путин подписал указ о выведении гособоронзаказа из ведения Минобороны и передаче этих функций новой структуре в правительстве.

Business FM