Министерство юстиции зарегистрировало новые требования Центробанка, касающиеся раскрытия банками-участниками системы страхования вкладов (ССВ) информации о конечных собственниках. Об этом сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России.

Согласно требованиям ЦБ, банки, работающие со вкладами населения, обязаны раскрывать информацию о собственниках (конечных бенефициарах) на своем официальном сайте или на сайте Банка России.

Указание Банка России № 2827-У уточняет порядок направления банками в территориальные учреждения ЦБ уведомления об отказе от использования официального сайта Банка России для размещения информации о бенефициарах. Такое уведомление будет направляться только банками, ранее раскрывавшими такую информацию на сайте ЦБ, а потом отказавшимися от этой практики.

Механизмы привлечения собственников к солидарной ответственности по обязательствам банка при их невыполнении уже сейчас существуют, но они не работают, поскольку перед потерей банком платежеспособности, как правило, его собственники меняются или исчезают, отмечает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Он полагает, что ЦБ, вероятно, желает получать от банков и публиковать сам официальную информацию о собственниках именно для того, чтобы кредиторы получили инструмент для передачи требований, а Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — механизм для просеивания вкладов собственников. Кроме того, сейчас Центробанк может отказать кому-либо в назначении на пост в правлении банка, однако он не может проконтролировать историю собственников — были ли они в прошлом добросовестны.

Центральные банки многих стран стремятся к высокой прозрачности банковской системы. А ее отсутствие в России ставится нам в укор международным сообществом. Соответственно, изменение требований к банкам — это продолжение политики ЦБ по улучшению транспарентности всей банковской системы, отмечает исполнительный директор центра экономических исследований Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Михаил Кузьмин.

Раскрытие информации — это, пожалуй, один из самых проблемных вопросов для российской банковской системы, и банкиры не называют себя не от хорошей жизни, даже если у банка все в порядке и порочащих его репутацию связей нет, признает эксперт ИФК «Солид» Никита Рязанов. Он также отмечает, что тот факт, что из 787 кредитных организаций, работающих с вкладами населения, на раскрытие информации на сайте ЦБ отважились лишь три сотни. А это говорит о том, что абсолютно чистых и потому честных банков в России не так много, как хотелось бы.

Сейчас на сайте ЦБ публикует информацию о своих собственниках 301 банк из 787 действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на работу с населением по привлечению депозитов.

Одно дело — раскрытие информации на «задворках» корпоративного сайта банка — в таком месте, где ее очень сложно найти и, наоборот, легко спрятать. Другое — официальное на сайте ЦБ, где эту информацию может найти любой желающий, отмечает Васин. Кроме того, в последнем случае проще привлечь банк к ответственности за недостоверную информацию, добавляет он. При этом он обращает внимание, что понятие «конечный собственник» является достаточно размытым. За юридическими лицами могут в итоге стоять физические, а за одними физическим — прятаться другие.

Размещение информации на собственном сайте — это порой лазейка для нечистых на руку банков, полагает Никита Рязанов, так как очернять себя вряд ли кто-то согласится. ЦБ же может дать хоть какие-то гарантии того, что данные раскрыты верно, отмечает эксперт. Кроме того, возможность размещения информации о собственниках на веб-ресурсе самого банка остается, но теперь, по крайней мере, банки будут уведомлять регулятора о том, какой сайт они предпочли.

Одним из важных моментов является то, что информацию на сайте банка можно корректировать и обновлять по собственному усмотрению, а, направив данные в ЦБ, становится невозможным изменить что-то на сайте кредитной организации, не обновив информацию на сайте ЦБ, отмечает Михаил Кузьмин.

Кроме того, новые требования ЦБ уточняют порядок оформления списка лиц, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банков. В частности, вводится новая редакция примеров заполнения этого списка и составления схемы взаимосвязей банка и таких лиц. Устанавливается двойной языковой формат (на английском и русском языках) для отражения данных о нерезидентах: по физическим лицам — ФИО, место жительства; по юридическим лицам — наименование (полное и сокращенное), место нахождения.

Проблемой для банковского сектора России остается кредитование связанных заемщиков, следовательно, раскрытие информации о собственниках помогает лучше узнать взаимосвязи, имеющиеся на рынке, полагает Михаил Кузьмин.

«Можно, конечно, говорить об очередной попытке закрутить гайки со стороны ЦБ: мол, банкам сейчас и так несладко. Вот именно потому, что банковский сектор испытывает ощутимые трудности, в том числе и с ликвидностью, такие меры и необходимы, так как чем раньше будут выявляться проблемные банки, тем меньший вред они будут наносить системе», — считает Никита Рязанов.

Максим Васин отмечает, что, ужесточив требования к раскрытию информации о бенефициарах, ЦБ стремится получить механизм привлечения собственников к ответственности в случае их недобросовестных действий.

Никита Рязанов обращает внимание еще на один плюс нововведений: они не только позволят повысить качество контроля, но и введут систему стандартов, хотя бы в плане предоставления информации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в «Вестнике Банка России».