Михаил Прохоров уверен: у него будут миллионы сторонников. За 2–3 года он готов изменить руководство страны. А причиной оттока капитала из России видит неэффективность в российской политической системе.

О ближайших политических планах Михаил Прохоров рассказал в интервью Business FM на Петербургском международном экономическом форуме.


Business FM: Михаил Дмитриевич, скажу сразу, вот я не хочу говорить уже о партии, я вам просто приведу одну цитату из нашего эфира. Игорь Юргенс, которого вы хорошо знаете, и который, безусловно, человек в политике просвещенный, сказал, что он до конца не понял. На этом и оставим пока многоточие. Просто сделаем вывод, что даже Игорь Юргенс не понял. Теперь давайте поговорим о другом. Здесь на форуме, конечно, ключевое выступление Владимира Путина, его ждали. Поэтому ваши общие оценки, а потом поговорим о некоторых деталях.

Прохоров: Любой опытный политик, и такой политик, как Владимир Путин, его выступления всегда насыщены большим количеством задач. Но мне было бы интересней гораздо послушать, как этого достичь.

Business FM: Я тогда начну конкретизировать. Во-первых, он сказал о политике. А вот буквально накануне, может быть, это было отчасти специально, Игорь Шувалов у нас как раз в эфире, отвечая на вопрос: какой главный месседж вы хотите послать инвесторам, которые из России бегут, в числе прочего сказал, что новая политическая ситуация, митинги - это новая норма, не надо этого бояться, это будет всегда, инвесторы этого бояться не должны. Вы, как капиталист, скажите, инвесторы этого боятся? И достаточны ли те месседжы, которые правительство и президент сейчас посылают?

Прохоров: Мне кажется, что, во-первых, я уже не капиталист.

Business FM: Все уже?

Прохоров: Я занимаюсь политической деятельностью, с бизнесом завязал.

Business FM: И так мгновенно все деньги кончились? Уже все?

Прохоров: Деньги - это деньги, а бизнес - это бизнес. В данном случае это можно разделить.

Business FM: Хорошо, вы эксперт по капиталу. Поэтому скажите, почему бежит капитал, и убедительны ли те месседжы, которые передаются для того, чтобы это бегство капитала прекратилось?

Прохоров: В мире происходят глобальные изменения, которые предъявляют новые требования к эффективности управления. Это не только касается бизнеса, а в первую очередь, к эффективности управления страны. И если страна управляется недостаточно эффективно, то в первую очередь начинает бежать свой национальный капитал. Это ровно то, что мы сейчас уже довольно долгое время наблюдаем. Когда мы приглашаем большое количество инвесторов - это здорово, но, в первую очередь в свою страну должен верить национальный капитал. И когда он в это не верит, конечно же, и иностранным инвесторам довольно сложно в это поверить. Это не чисто российская проблема, это проблема горячих капиталов, она сейчас существует везде в мире, и любая страна в будущем и в настоящем сталкивается с гигантским количеством сложностей. Просто меняется формация. Меняется менталитет людей, интернет, и вообще, все СМИ меняют скорость восприятия, и человек становится в некотором смысле другим. И хотим мы этого или не хотим, это создает новые требования, как происходят изменения. И то, что мы сейчас наблюдаем, например, в Германии, мне очень нравится пример. Самая успешная страна - партия пиратов.

Business FM: Но, все-таки, если говорить о капитале, в Германию капитал приходит.

Прохоров: Сейчас капитал приходит, и они начинают от этого страдать.

Business FM: С отрицательной доходностью, и не только в виде покупок облигаций. Он просто туда приходит во все, что угодно.

Прохоров: Во все, что угодно, лишь бы сохраниться.

Business FM: Вот из Испании уходит, там недвижимость дешевеет, а в Германию приходит, там недвижимость дорожает.

Прохоров: И вклады в евро из испанских и греческих банков перетекают в швейцарские банки, и в немецкие.

Business FM: Давайте мы к России вернемся. В Москве, по крайней мере, недвижимость не дешевеет, как индикатор вот такого положения, но отток капитала огромный. Все-таки, какие его главные причины? Политические или просто ровно тот самый плохой инвестиционный климат, отсутствие возможности надежно вложить?

Прохоров: Инвестиционный климат - это следствие, а причина заключается в том, что пока в настоящий момент глобально российская система управления сверху до низу не является эффективной.

Business FM: Если теперь смотреть на этот форум, смотреть на выступление президента, далее на все сигналы, слова, декларации, которые произносятся членами правительства, в первую очередь, конечно, Игорем Шуваловым, как они читаются? Как они читаются бизнесом?

Прохоров: Бизнес многогранен, и каждый бизнес, наверное, читает по-своему. То, что у нашей страны нет выбора, как и любой другой страны, принимать на себя глобальные вызовы и стараться меняться, это как бы неизбежность. Вопрос, как мы это сделаем. И, если посмотреть на российскую систему, она просто на каждой точке, и в политической жизни, и в бизнес-среде. и в общественной жизни - не достает конкуренции. Те изменения, которые жизнь вносит, мы пока опаздываем. Вот произошли изменения политической системы, но они какие-то чуть-чуть, вот здесь дверку приоткрыли, здесь фильтр поставили.


Business FM: Партию из 500 человек создали, Михаил Дмитриевич, то же самое, повторяю. что не все поняли, даже близкие друзья не совсем поняли.


Прохоров: Замечательно. Попробую, раз уж вы опять затронули партию, сказать следующим образом: партия - это люди должны приходить туда - профессионалы своего дела. Вы же не возьмете в бизнес, чем вы занимаетесь, не возьмете человека, который просто хочет. Но если он не умеет, вы его не возьмете. Соответственно, очень важно разделить несколько вещей. Для чего партии создаются? Для изменения среды. Эти люди должны уметь...

Business FM: Все понятно, партия нового типа. Просто все остальные партии как раз по-другому создаются.

Прохоров: Мне не нравится название «нового типа». Сторонников у меня будет миллионы. Если они хотят быть сторонником, мы им готовы выписать билет - сторонник такой-то партии. Но члены партии - это люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью, цель которой изменение среды, и взять власть. Но это вот задача политической партии.

Business FM: Давайте мы партийную тему оставим. Все-таки многие сторонники и даже близкие пока не поняли. Оставим это пока в стороне. Вернемся к капиталам, к экономике, и к тому, что вы бы сказали, допустим, бизнес-сообществу сейчас.

Прохоров: Я бы просто усилил конкуренцию.

Business FM: А как это сделать?

Прохоров: Изменить законодательство. Первое, начал бы с политической системы. В моей программе это все написано было, я с ней шел на президентские выборы. Начал бы с политической системы, упростил бы доступ различным, даже общественным мнениям возможность создавать блоки, и в течение бы 2-3 лет я бы всю власть переизбрал бы ускоренным порядком.

Business FM: Хорошо. Вы готовы что-то сказать о том, как вы видите сейчас структуру управления, возникшую, сформировавшуюся после смены власти, после возвращения Путина в президентское кресло? Вот это распределение реальных полномочий между администрацией и правительством.

Прохоров: Конструкция, во-первых, только-только сформировалась. Мы пока с вами являемся свидетелями того, как она в ближайшее время начнет работать. Три правительства есть: администрация президента, правительство - правительство, открытое правительство. Основной центр принятия решений будет работать в администрации президента.

Business FM: В самом правительстве, есть Шувалов, есть Дворкович, формально между ними достаточно распределены полномочия. Дворкович неожиданно занимается промышленностью, а Шувалов макроэкономикой, которой Дворкович занимался раньше. Кстати, Дворковича нет на этом форуме. Не кажется ли вам, что возникает создание многочисленных центров издержек и противовесов в администрации?

Прохоров: Если мы возьмем любое правительство, а вы знаете, что во многих странах — это политические правительства, и там есть еще большие издержки и противовесы. Мы посмотрим коалиционные правительства разные, там тоже есть трения. Дело ни в этом. Вопрос заключается в том, химия есть? Люди, которые собрались вместе, критическое их количество должно выражать более менее одинаковые взгляды, и одинаковые механизмы решения тех или иных проблем. Так как у нас много довольно накопилось решений - это и в вопросах инфраструктуры, и в вопросах социальных, и в вопросах межбюджетной системы, в вопросах трудовых отношений, надо решать будет в течение ближайшего времени. Если мы их не будем решать, а будем затягивать, наша конкурентная способность будет не нарастать, а падать. Мы будем все более и более неконкурентны. Поэтому от химии людей, вырабатывающих решения, очень много зависит. Ведь их каждого возьмешь отдельно - сильные люди, профессиональные, имеют глубокие знания. Вопрос в том они вместе в команде могут работать? Это главная задача.

Business FM: Еще о химии. Были ли какие-то назначения в правительстве, которые лично для вас являются позитивным сигналом, которые вам говорят, что будет что-то меняться радикально в лучшую сторону, и наоборот, которые негативные?

Прохоров: Про негатив все уже устали. Давайте про позитив.

Business FM: Давайте.

Прохоров: Меня сложно или трудно заподозрить в том, что я не могу назвать эту фамилию. Я вот считаю, что назначение Ольги Голодец, которая является профессионалом высшей марки, я с ней работал вместе. Потом, она человек профессиональный, самостоятельный, она ушла потом в мэрию. Вот, как руководитель социального блока, на мой взгляд, одна из сильнейших в стране. Я просто видел ее в деле, мы с ней вместе принимали много популярных...

Business FM: Еще какие-то фамилии, которые вы отнесли бы к позитиву, и с которыми у вас связаны какие-то реальные надежды на реальные изменения в управлении.

Прохоров: Я считаю, что и Шувалов, и Дворкович – люди системные. Широких взглядов. Они понимают, что необходимы изменения. Вопрос заключается в том, удастся ли Дмитрию Медведеву. «Заставить» работать правительство и вот эту химию найти.

Business FM: О ситуации экономике. Нефть резко падает. Рубль опять растет. Готовы ли макроэкономически к очередной волне кризиса. Шувалов нам говорил, что есть уже антикризисный план, 500 млрд. В 2009 год было потрачено 2 трлн

Прохоров: Нельзя только слепо рассчитывать на цены на нефть. Потому что если другие секторы экономики не начнут развиваться - то цена на нефть и на газ не спасает такую большую страну как Россия. Если это модель, для Норвегии, где 3 млн человек есть, она работает в качестве защиты, то для такой огромной территории - всё-таки, нас 142 млн человек - нефть и газ нас не прокормят. Мы должны что-то производить руками, делать что-то начать. Иметь свои конкурентные позиции, в различных отраслях. Это могут быть: и индустриальный сектор, который должен развиваться, это будут и облачные технологии, постиндустриальный сектор. Сейчас идёт пересмотр того, как должно быть структурировано общество. Ведь посмотрите, что в кризис произошло: многие страны, которые отказались от простого производства, назовём его простым производством…

Business FM: Простой продукт ...

Прохоров: Да, совершенно верно, опять ... пересматривать, что слишком далеко в постиндустриальное общество, где доминирует сфера услуг - да, она будет доминировать, но должно быть сильное национальное производство, или интернациональное, но чтобы граждане страны работали в разных отраслях. Более того, переток же происходит людей из разных отраслей в другую. Если каких-то отраслей нет - то, соответственно говоря, конкурентоспособность интеллекта коллективного - падает. Ведь, не случайно же сейчас все говорят о краутсорсинге - что мировой интеллект коллективный гораздо сильнее интеллекта гения. Или должно быть сочетание.

Business FM: ... краутсорсинг нам Греф, как раз, внёс в нашу политическую и, вообще, деловую среду.

Прохоров: Я это знаю, но я делаю, как раз проект, я являюсь акционером.

Business FM: С этим же словом?

Прохоров: Такой проект «Витология», который, кстати, для Грефа делал анализ того, как должен быть позиционирован Сбербанк внутри и снаружи, проект, который мы инвестировали.

Business FM: Хорошо, ваш краткий комментарий к назначению омбудсмена и, конкретно - Бориса Титова - на эту роль.

Прохоров: Я думаю, что Борис Титов - человек, который прошёл все грани бизнеса, он прошёл и политическую деятельность, и общественную. Эта кандидатура - очень неплохая. Важно, чтобы кандидатура была наделена достаточными полномочиями, и была вписана в законодательную базу для того, чтобы была эффективной. Для того, чтобы действительно можно было...

Business FM: Влияние от этого будет какое-то, на ваш взгляд?

Прохоров: Это зависит, не только от Бориса Титова. Это ещё зависит от власти и от бизнес-сообщества. Надо, некоторые хотели бы, наверное, других людей видеть, но, мне кажется, сейчас нужно забыть об этом, нужно помочь Борису, получить полномочия и дать возможность бизнесу объединиться для решения конкретных вопросов.

Business FM: Для вас это, как бы, понятный и достаточно свой человек, да?

Прохоров: Мне понятный.

Business FM: Достаточно свой, на ваш взгляд, это оправдано, или, всё-таки, надо было бы...?

Прохоров: Борис - человек профессиональный. Вот, к профессионалу слово «свой»- не относится. Единомышленник или не единомышленник. Ну, я думаю, что мы с ним близки по многим вопросам.

Business FM: Хорошо. И последнее - вы, правда, уже сказали, что бизнесом перестали заниматься.

Прохоров: Да, вы меня всё время на бизнес пытаетесь перевести.

Business FM: Это интересно, всё-таки, хорошо, только про один бизнес хочу спросить - который уже без вас, там, в руках доверительных управляющих, вы об этом говорили. Что с «Ё-мобилем»?

Прохоров: Проект идёт, развивается. Недавно ребята мне рассказывали о том, что пришлось принять очень тяжёлое решение - временно остановить новые инновационные разработки для внедрения в эту модель. Значит, процесс становится бесконечным. Каждую, там, неделю, каждые 10 дней - возникают ряд решений, которые...

Business FM: Ну да, уже электромобили от мировых брендов появляются в России, уже не удивишь.

Прохоров: Я считаю, что электромобиль - это тупиковое направление автомобилестроения. Мы с «Газпромом» совместно делаем интересный проект, вместе с проектом «Ё-мобиль» - создать, как раз, на базе пока нефтезаправок «Газпрома» - создать уже заправки на газе.

Business FM: Срок можете назвать, когда, всё-таки, в продаже появятся.

Прохоров: Вы знаете, я вот - сроки уже назывались, неоднократно.

Business FM: Уже забылись.

Прохоров: Я думаю, что сроки должны называть люди, которые за это отвечают. Я сделаю всё возможное в моём новом качестве, чтобы такие проекты системно развивались. Мы, вроде, великая газовая держава, и выгодно, вроде бы, и с экологической, и в части защиты рынка газа - перевести машину на газ. Но я понимаю газопроизводителей - здесь, как бы, знаете, что первично, курица или яйцо? Необходимо сделать совместный шаг - должен появиться продукт, потребляющий, собственно, газ. Мы, создавая продукт, уже заранее тянем инфраструктуру, чтобы наши потребители, ... с гордостью могут проехать на «Ё-мобиле» - они могли бы заправиться. Потому что если мы этот продукт сделаем, а газа, собственно, нет сжиженного, по крайней мере, возможности - потому что автомобиль может использовать как газ, так и бензин. ... мы специально, за счёт того, что там есть большой объём свободного места, высвободившийся от того, что мы отказались от традиционной модели - там влезает и бензин, и газ. В будущем, когда будет развиваться инфраструктура - у потребителя будет возможность либо оба заказать, либо сконцентрироваться на каком-то одном из.

Business FM: Спасибо, и держитесь курса!

Business FM