Страсбургский суд — Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — как говорят адвокаты, ужесточил правила приема жалоб. «Сотни тысяч жалоб подаются в Страсбургский суд в таком виде, в каком они подаются в национальные суды. Их масса стала критической, и ЕСПЧ стал подходить к жалобам более жестко, то есть он хочет, чтобы обращающиеся с жалобами граждане стали придерживаться установленных правил», — пояснила BFM.ru адвокат Анна Ставицкая (она, в том числе, представляла в Страсбурге интересы 10 заявителей по делу о Катыни).

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что Россия попала в список пяти стран, к которым ЕСПЧ будет предъявлять новые, более жесткие требования. Это значит, что ЕСПЧ не будет принимать к рассмотрению неправильно оформленные документы (исключение составят только дела, касающиеся нарушения права человека на жизнь, и случаев применения пыток). ЕСПЧ также намерен отказывать в праве повторной подачи документов (прежде канцелярия суда могла направить автору жалобы письмо с просьбой исправить недочеты в представленных документах и разрешала дослать недостающие бумаги).

В настоящее время Россия занимает лидирующие позиции по количеству жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека. На конец 2011 года их число превышало 40 тысяч — это почти четверть от общего числа исков в ЕСПЧ.

Ранее Анатолий Ковлер, судья в Страсбургском суде от России, заявлял, что большая часть исков россиян связана с недовольством решениями российских судов и условиями содержания в СИЗО. В связи с этим ужесточение требований к жалобам для России — важная новость, но требования не носят антироссийский характер, заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Анатолий Ковлер.

Директор Московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» (бюро специализируется на жалобах в Европейский суд) Дмитрий Аграновский также опроверг сообщения о том, что ужесточение требований по подаче исков применено только к России: ужесточение порядка подачи жалоб в принципе не может быть в отношении какой-то одной страны или нескольких стран. «Можно ограничить либо всех, либо никого, — сказал он. — Такие решения принимаются в отношении общего порядка. Жалоба должна быть написана хорошо и правильно, это факт».

«Регламент существует для всех стран и все, без исключения, должны его исполнять», — сказала Анна Ставицкая. Она уточнила, что существуют два документа, в которых прописано, что должна в себе содержать жалоба в Европейский суд. Это статья 147 регламента ЕСПЧ, а также практическое руководство по написанию жалобы в Европейский суд.

«Есть страны, от которых поступает огромное количество жалоб, например, из России. Будь наши власти порасторопнее и выполняй они решения ЕСПЧ по предыдущим делам, не скапливалось бы столько дел. Дел несколько десятков тысяч, и понятно, что никто не может допустить, чтобы процедура ЕСПЧ давала сбой. Надо выполнять требования, которые предъявляет конвенция, и не более того», — заявила BFM.ru в телефонном интервью из Страсбурга адвокат Каринна Москаленко, которая известна, в частности, как одна из защитников экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, подавшего в ЕСПЧ несколько жалоб.

За защитой в Страсбург

Оппозиционер Алексей Навальный сегодня сообщил в Twitter, что в Страсбурге приняли его жалобу на задержание на Баррикадной 9 мая во время народных гуляний и последующий административный арест на 15 суток.

На этой неделе в ЕСПЧ обратился лидер московского гей-сообщества Николай Алексеев с жалобой на закон Санкт-Петербурга об административной ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Алексеев требует выплатить ему компенсацию 50 тысяч евро за причиненный моральный вред из-за задержаний и штрафов за несогласованные акции протеста. В мае активисты ЛГБТ-движения обращались в ЕСПЧ с жалобой на запрет столичных властей на проведение гей-парада в 2011 году.

В ЕСПЧ на рассмотрении находится жалоба Сергея Мохнаткина, который был осужден на 2,5 года колонии-поселения по обвинению в нападении на полицейского при разгоне предновогоднего митинга (он попытался сделать сотруднику правоохранительных органов замечание за то, что тот избивал женщину). В апреле этого года вышел указ президента о помиловании Мохнаткина. Защита Мохнаткина ранее заявляла, что намерена добиваться его оправдания.

Несколько попыток

Дмитрий Аграновский утверждает, что и сейчас Европейский суд признает неприемлемыми 95% жалоб именно из-за неправильно оформленных документов. Но, по его словам, это не означает, что человека лишают права на судебную защиту: если жалобу сочли неприемлемой, заявитель может подать ее по другим основаниям.

«Это так же, как в России — если вы подали иск, и его не приняли к рассмотрению, вы можете подать его по другим основаниям. Так и здесь. Это прекрасно делают все адвокаты даже в российских судах», — говорит эксперт.

Адвокаты признают при этом, что подход ЕСПЧ к жалобам иногда чересчур формален. Так, Каринна Москаленко отмечает, что у нее было несколько случаев, когда заявители жаловались на чрезмерно формальный подход Европейского суда к подаче жалоб: например, у одной заявительницы не приняли жалобу только потому, что она не указала свой пол, хотя, на ее взгляд, это было очевидно.

Москаленко добавила, что ранее в суде выдвигалось множество предложений для ужесточения критериев приемлемости, вплоть до того, чтобы ввести предварительную плату за подачу заявления, своеобразную пошлину. Однако это предложение было отвергнуто, и процедура осталась столь же демократичной, как раньше.

«Мы спорили об этом на заседании Комитета ЕС, — вспоминает адвокат. — Тогда представители Швеции и других стран говорили, что эта пошлина будет символической. Я выступила против, указав, что символическая плата будет отнюдь не символической для моих сограждан, особенно для тех, кто осужден или находится в тяжелой жизненной ситуации. В итоге эти опасные предложения не прошли».

Добавим, что в Госдуме вот уже год находится еще один «опасный» с точки зрения правозащитников законопроект, внесенный сенатором Александром Торшиным, который может «сделать» решения ЕСПЧ не обязательными для исполнения.

Напомним, в июне 2011 года Торшин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, в рамках которого предлагал закрепить положение о верховенстве российского законодательства над Конвенцией о защите прав человека, на которую опирается ЕСПЧ в своих решениях. Иными словами, если ЕСПЧ выносит решение в пользу истца, тот в России обращается в суд за пересмотром своего дела. Суд направляет запрос в Конституционный суд, который проверяет примененные ранее при решении российского суда положения законодательства. Если КС решает, что эти положения соответствуют Конституции, то дело не пересматривается, даже если ЕСПЧ вынес вердикт о необходимости его пересмотра.

Этот законопроект должен был быть принят в первом чтении 1 июля прошлого года, однако под нажимом правозащитников его рассмотрение было отложено. Последняя отметка по работе над ним датирована 12 января 2012 года. После рассмотрения на Совете Госдумы было принято решение назначить ответственным за работу над законопроектом Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.