В Аргентине доллары уже не растут на «деревьях»
Правительство пытается компенсировать нехватку валюты борьбой с ее наличным обращением. В ход идут собаки-ищейки
Читать на полной версииАргентина подарила миру танго, южноамериканских ковбоев-гаучо и лучшую в мире говядину. С недавних пор аргентинцы также могут считаться родоначальниками особой породы собак, которые обладают нюхом на наличные доллары. Борьба властей с черным рынком валюты зашла настолько далеко, что по торговым улицам Буэнос-Айреса бродят налоговые инспектора с собаками-ищейками, натасканными на иностранные деньги.
В аргентинских газетах постоянно пишут о том, как полиция совершила очередной рейд и ободрала arbolitos, «деревца»: так на образном аргентинском диалекте испанского именуют уличных менял, у которых, как на молодых деревьях, всегда много «зелени».
При всей южноамериканской экзотике происходящее сегодня в Аргентине — вполне логичный результат политики властей, которые пытаются в ручном режиме управлять одной из крупнейших экономик региона. Президент Кристина Фернандес, едва победив на выборах в октябре прошлого года, ввела жесткие ограничения на транзакции с долларами, пытаясь таким образом снизить объем бегства капиталов.
Вслед за зажимом валютного рынка сеньора Фернандес национализировала крупнейшую в стране нефтяную компанию YPF, наполовину принадлежавшую испанской Repsol. Основанием для этих экзотических действий послужили сообщения о том, что YPF разведала гигантское месторождение сланцевого газа, третье по запасам в мире. Но до начала добычи газа еще пройдут годы, если не десятилетия, а до этого надо как-то продержаться.
Тогда аргентинцам запретили использовать доллары.
Пример показала сама г-жа президент, которая для наглядности перевела свои личные сбережения в размере 3 млн долларов на банковский счет в аргентинских песо. Правительство агитирует соотечественников не только не использовать иностранную валюту, но и научиться «думать в песо». В частности, все сделки по покупке и продаже недвижимости, которые по традиции совершались в долларах, теперь велено перевести в местную валюту.
Патриотические призывы срабатывают плохо. Газета The Wall Street Journal приводит данные аргентинского Центробанка, согласно которым только в мае аргентинцы сняли со счетов 1,5 млрд долларов.
Но обналичка не помогает в повседневной жизни — ни на уровне физических лиц, ни на уровне бизнеса. Нехватка импортных товаров начинает ощущаться повсеместно. Даже аргентинские олимпийцы, которые готовятся к Играм в Лондоне, жалуются на то, что не могут тренироваться без импортных велосипедов и весел. В больницах запас хирургических перчаток снизился до критического уровня.
На черном рынке стоимость доллара подскочила до 6 песо при официальном курсе 4,5. При таком положении вещей даже рейды с собаками не могут справиться с менялами-arbolitos.
Сторонники фискальных мер аргентинского правительства указывают на то, что они имели и некоторый позитивный эффект для национальной экономики: выросло положительное сальдо платежного баланса — за счет сокращения импорта. Проблема в том, что в силу особенностей структуры аргентинского импорта — 80% приходится не на потребительские товары, а на запчасти и оборудование, — главной жертвой может стать национальная промышленность, которую власти как раз и пытаются защищать.
Репутация Аргентины на международном финансовом рынке подорвана дефолтом 2001 года. С тех пор страна так и не расплатилась со своими иностранными кредиторами и является крупнейшим должником Парижского клуба. Так что в случае резкого обострения экономического кризиса в Аргентине шанса на внешние заимствования у аргентинских властей нет.
Между тем мотор аргентинской экономики — ориентированное на экспорт сельское хозяйство, — в последнее время работает со сбоями. Главные потребители аргентинской сои, Бразилия и Китай, снижают закупки. К тому же в самой Аргентине в разгар южноамериканского лета, в декабре-январе, была сильнейшая засуха, уничтожившая значительную часть урожая.
По оценке местных аналитиков, рост ВВП Аргентины в нынешнем году не превысит 2%, по сравнению с 7% в прошлом году. Инфляция ожидается на уровне 24%.
С инфляцией в Аргентине — отдельная история. Власти не признают, что она может превышать 11%. Оценки независимых экономистов, утверждающих, что реальная инфляция минимум в два раза выше, опровергаются не экономическими контраргументами, а драконовскими штрафами за «неправильные» цифры.
Ответственным за наиболее непопулярные фискальные меры является министр внутренней торговли Аргентины Гильермо Морено, известный в стране по кличке el loco, «псих». Ему принадлежит блестящая идея обязывать компании-импортеры компенсировать стоимость ввезенных товаров экспортом на ту же сумму. Не беда, что компания-импортер может не располагать экспортными возможностями. Такие правила игры вынуждают аргентинских бизнесменов проявлять находчивость.
Так, компания, импортирующая музыкальные инструменты, намеревается продавать горох на Ближний Восток, сообщает WSJ. А фирма, торгующая японскими мотоциклами Kawasaki, наладила, во исполнение директивы министра, экспорт вина и концентрата виноградного сока на Украину.