Гражданам запретят расплачиваться наличкой суммами более 600 тыс. рублей
Минфин опубликовал в субботу на своем сайте текст соответствующего законопроекта. Министерство апеллирует к западному опыту. Business FM изучило как россиянам в таком случае, например, купить машину
Читать на полной версииМинфин опубликовал в субботу на своем сайте текст соответствующего законопроекта. Министерство апеллирует к западному опыту. Оно ссылается на то, что в Италии запрещено платить наличными за покупки дороже тысячи евро, в Греции - тысячи пятисот. А Швеция и вовсе планирует отказаться от наличных.
Business FM выясняло, как будут рассчитываться физлица, переоформляя подержанный автомобиль.
В российской банковской системе перевод средств может занимать до трех суток. Где гарантия, что после перевода денег продавцу, последний не исчезнет вместе с машиной? А если переоформить авто заранее, нет гарантии, что покупатель переведет деньги.
Например, в Швеции на автомобиль существует аналог нашего ПТС. При перепродаже машины физлицом физлицу на обратной стороне пишут данные нового владельца, составляют договор купли-продажи в произвольной форме. Параллельно переводятся безналичные деньги, лично посетив банк или через он-лайн систему. После этого новый владелец забирает ключи и документы, которые он отдает на регистрацию в полицию.
В Финляндии 2 физлица договариваются о цене машины. После этого продавцу, неважно, безналом или кэшем, передаются деньги. Затем собственник вписывает во вторую часть ПТС нового владельца, передает ему ключи, машину, и документ. Покупатель отправляется в пункт ТО, где показывает автомобиль и отдает документ на госрегистрацию. Номера у машины в Европе, как правило, не меняются.
Проблем при перепродаже машины, связанных с недоверием, у европейцев нет, говорит зампредправления «Нордеа-банка»
Андрей Мальцев:
«Какую гарантию? Я вот вам говорю, что я вам перевел деньги. В шведской банковской системе вы эти деньги увидите через 15 мин, зайдя со своего ай-пада, ай-фона и проверив свой счет. Вопрос про гарантии будет для шведа не совсем понятен».
Российскому Минфину нужно проработать определенный механизм для контроля за переводом средств, чтобы обезопасить продавца и покупателя, считает эксперт рынка продажи вторичных авто Ефим Зарудский:
«Если будут два физлица между собой заключать сделку и друг друга оплачивать, я думаю, что продавец будет отдавать деньги тогда, когда получит за него полную стоимость. А готов ли будет покупатель просто перечислять физлицу деньги по договору купли-продажи и, по сути, не иметь на руках ещё автомобиля - вот это уже вопрос. Я бы тогда на месте покупателя обращался в какую-то проверенную организацию, которая будет гарантировать, не снимется завтра и не уедет за границу».
Однако, скорее всего, большинство людей при переоформлении своих автомобилей на вторичном рынке не станут рисковать, а по старинке заключат договор на заниженную стоимость. Таким образом, фискально проводиться будут маленькие суммы, а основная часть пойдет кэшем. Передавать машину и документы будут после 100% оплаты продавцу.
Светлана Чередникова, Business FM