Зачем «Сбер» купил банк в Турции?
И почему крупнейший российский кредитор пошел на это в условиях нестабильного рынка?
Читать на полной версииСбербанк купил турецкий «Денизбанк» за 3,5 миллиарда долларов. Покупка будет оплачена из собственных средств банка, сделка будет завершена, по оптимистичным прогнозам, до конца года. Зачем «Сберу» банк в Турции и почему крупнейший российский кредитор пошел на это в условиях нестабильного рынка?
Нынешняя покупка - это уже второе крупное зарубежное приобретение «Сбера» за последнее время. Сделанное, несмотря на то, что ранее руководство российского банка планировало воздерживаться от крупных покупок в условиях мировой нестабильности. Но как бы там ни было, у «Сбербанка» есть деньги. И есть стратегия расширения. Этим и объясняется выход на турецкий рынок, говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов БИН-Банка Юрий Амвросиев:
«Цель одна - это стратегическое развитие. Герман Оскарович говорил. И австрийский Фолькс, и Дениз - это, в общем, в рамках той экспансии, ну пока там восточноевропейской и близлежащей, а впоследствии, наверное, мировой - то, о чем он уже неоднократно заявлял, о том, что банк не будет останавливаться на достигнутых вот высотах как крупнейший в Восточной Европе, и будет развиваться дальше, в том числе через покупку каких-то банковских активов за рубежом. Поэтому, в общем-то, это все в рамках той стратегии, которая уже намечена «Сбером»».
Турецкий рынок очень перспективный, особенно по сравнению с европейским, отмечают эксперты. Там активно растет ВВП. А турецкий рынок кредитов - отнюдь не насыщен. Отношение объема кредитов к ВВП составляет всего 50% - значит, есть куда развиваться, говорят специалисты. Но есть и определенные смущающие обстоятельства, считает начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования» Максим Осадчий:
«Единственное, конечно, несколько смущает то обстоятельства, что два покупателя ранее отказались от турецкого банка, а именно, HSBС и Катарский центральный банк. Вот это конечно вызывает определенное смущение. Ну и есть еще небольшой негатив - в том, что например, в контур сделки включен и совершенно ненужный, по моему мнению, дочерний банк здесь в России «Денизбанка», собственно, зачем вот этот актив - абсолютно непонятно. Но его стоимость не так уж велика в масштабах сделки»
Что касается влияния этой сделки на рядовых клиентов «Сбербанка», то на первых порах эффект будет исключительно репутационный. А впоследствии возможна и прямая выгода, например, для держателей карт, говорит глава банковского направления Компании ФБК Алексей Терехов:
«Если предположить, что внутри этой сети, которую создает, такой международной сети, которую «Сбербанк» создает, будут преференции для клиентов, неважно каким резидентом мы являемся, в данном случае РФ или какого-то зарубежного государства, то вот эти преференции могут вот напрямую на нас и повлиять материально, например, в экономии каких-то процентов, или в экономии каких-то процентов, или в какой-то трансграничной операции».
«Денизбанк» был основан 75 лет назад. Сейчас занимает 10-е место в Турции по размеру активов - порядка 25 миллиардов долларов. «Сбербанк» покупает 99,85% акций банка - у франко-бельгийской банковской группы Dexia. В периметр сделки войдут все дочерние структуры «Денизбанка» По словам Грефа, после этой покупки «Сбербанк» будет присутствовать уже более чем в 20 странах. Покупка «Денизбанка» увеличит долю зарубежного бизнеса в активах «Сбера» до 9%. Греф заверил, что больше никаких зарубежных приобретений в ближайшие два года его банк не планирует».
Александр Горлин, Business FM