Пресненский суд Москвы сегодня приступил к рассмотрению уголовного дела бенефициара одного из крупнейших российских производителей энергооборудования, машиностроительного холдинга «Энергомаш» Александра Степанова.

47-летнего предпринимателя обвиняют покушении на мошенничество почти на 2 млрд рублей и в злоупотреблении полномочиями, причинившими, по версии следствия, ущерб в размере 170 млн рублей ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго», генерирующей компании холдинга. Подсудимый заявил о своей невиновности.

В начале заседания адвокаты бизнесмена предприняли попытку закрыть процесс. Они мотивировали свое ходатайство тем, что в деле имеется информация, которая относится к гостайне. Защитник бизнесмена Евгений Мартынов также упомянул, что в ходе слушаний могут быть озвучены данные о личности подсудимого, а также медицинские документы (много лет назад Степанов попал в автомобильную аварию, три года пролежал в больнице, перенес клиническую смерть и 14 операций — BFM.ru). «Мы не желаем, чтобы вся страна читала о состоянии его здоровья или его родственников», — сказал юрист. Однако судья Татьяна Васюченко просьбу защиты отклонила.

После этого прокурор Светлана Артемьева озвучила фабулу обвинения, предъявленного подсудимому.

Злоупотребление полномочиями и попытка мошенничества

Уголовное дело в отношении Александра Степанова, которому вменяются статьи 30 и 159 УК, а также ст. 201 УК (покушение на мошенничество и злоупотребление полномочиями) было выделено из основного уголовного дела. Оно было возбуждено в августе 2010 года УВД Юго-Западного округа Москвы по заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, который обвинил руководство холдинга «Энергомаш» в нецелевом расходовании средств. Он сообщил, что в 2004–2006 годах Сбербанк предоставил «ГТ-ТЭЦ Энерго» свыше 17 млрд рублей в качестве кредитов под проект строительства 120 газовых электростанций малой мощности. Большая часть денег — 14 млрд — не была возвращена.

Степанова задержали 1 февраля 2011 года в центральном офисе Сбербанка на улице Вавилова, куда он пришел вести переговоры о продлении сроков кредитов. В тот же день суд санкционировал его арест. Расследуя основное дело, сотрудники Следственного департамента МВД выявили новые эпизоды.

Они установили, что бизнесмен являлся генеральным директором двух компаний, входящих в холдинг «Энергомаш» — столичной ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» и белгородской ОАО «Энергомашкорпорация». В 2006 году ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» получило от Сбербанка России кредиты в размере 17,5 млрд иллиардов рублей на строительство газотурбинных станций малой мощности.

При этом поручителем выступила «Энергомашкорпорация», аффилированная с компанией Степанова. Некоторое время «ГТ-ТЭЦ Энерго» выплачивала проценты, но затем перестала обслуживать задолженности по кредитным договорам. Одновременно Степанов подал в арбитраж иски о банкротстве обеих компаний.

В МВД установили, что незадолго до этого Александр Степанов заключил договор на оказание услуг с недавно созданным ООО «Управляющая компания «ГТ-ТЭЦ Энерго», чтобы сохранить контроль над «ГТ-ТЭЦ Энерго».

По данным следствия, новую компанию возглавил подконтрольный лично Степанову директор. «Предметом договора являлась передача всех функций по управлению, обслуживанию и эксплуатации принадлежащих ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» малых газотурбинных теплоэлектроцентралей вышеуказанной управляющей компании за вознаграждение», — говорится в официальном сообщении СД МВД.

Следователи отмечают, что на счета новой компании поступили 400 млн рублей в виде аванса за предстоящие услуги. Торопясь реализовать задуманное, Степанов не обеспечил новую компанию законными оборотными средствами, легальным штатом сотрудников и необходимой специальной лицензией Ростехнадзора на право эксплуатации взрывопожарных объектов.

Все сотрудники ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» были переведены на работу в управляющую компанию, то есть, де-юре оказались на новом месте работы, а де – факто продолжали работать на своих прежних рабочих местах. Обанкроченное же ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» оплатило услуги, в которых не нуждалось. «Так Степанов использовал свои полномочия вопреки интересам компании для вывода ее ликвидных активов. Ущерб от его действий составил более 170 миллионов рублей», — констатировало следствие.

Позднее Сбербанк России обратился в арбитраж и был признан крупнейшим кредитором компании «Энергомашкорпорация» (сумма задолженности по кредиту на тот момент составляла 12,7 млрд рублей).

Банк стал претендовать на половину имущества компании-должника. «Тогда Степанов предпринял попытку незаконно получить право на имущество «Энергомашкорпорации», составлявшее 1,9 млрд рублей, которое подлежало отчуждению кредиторам, в том числе Сбербанку», — указывает следствие. Для этого, как утверждает МВД, бизнесмен организовал подготовку пакета подложных документов о якобы имеющейся у общества задолженности перед офшорной компанией на сумму более 16 млрд рублей.

В ходе следствия выяснилось, что эта офшорная компания-кредитор была ликвидирована почти за год до подачи своего иска в отношении «Энергомашкорпорации».

«Это бред!»

«Вам понятно предъявленное обвинение?», — спросила подсудимого судья, после того, как прокурор озвучила версию следствия.

«Нет. Это бред! Я все-таки экономист и управленец. Как можно делать такие выводы из того, чего не было!», — возмутился подсудимый.

Он и его адвокаты заявили, что о причинении ущерба не может идти речи, так как в период, который вменяется подсудимому, выручка признанной по делу потерпевшей «ГТ-ТЭЦ Энерго» выросла в два раза — с 1,8 млрд рублей до 3,6 млрд рублей, а капитализация увеличилась на 2 млрд рублей.

«Хотел бы я, чтобы мне хотя бы раз в год такой ущерб наносили», — заметил защитник подсудимого Евгений Мартынов. Он заявил, что в ходе следствия ни один из собственников упомянутых компаний не был допрошен и не заявил, что действиями подсудимого им был причинен ущерб.

Сам Степанов с трудом сдерживал эмоции. «Я не хочу сказать, что я плохой или хороший человек, но я профессионал», — сказал он. По его словам, хищение денежных средств «Энергомашкорпорации» попросту невозможно было совершить, так как имущество компании находилось в залоге у банка ВТБ и Росевробанка.

Он также заметил, что 90% всех крупных компаний в мире имеют управляющие компании, и в этом нет ничего криминального. Степанов также высказал уверенность в легальности заключенного «ГТ-ТЭЦ Энерго» договора, заметив, что более 20 лет находится на руководящих должностях и подписал «десятки тысяч договоров». «А ущерб в 170 млн… Да там такой дневной оборот был», — удивился он несерьезности «ущерба».

По его мнению, дела у компании стали действительно плохи не из-за его действий, а после того, как Сбербанк обратился в столичный арбитраж с иском о банкротстве «ГТ-ТЭЦ Энерго», и в компании была введена процедура внешнего управления.

В свою очередь, второй адвокат подсудимого Юрий Кастанов заметил, что все заключенные его подзащитным гражданско-правовые сделки признаны арбитражем незаконными, а потому считать их преступными нельзя. «Я уверен, что Степанов честный человек», — сказал адвокат BFM.ru.

Представляющий в суде интересы «ГТ-ТЭЦ Энерго» адвокат Петр Шавель заявил, что согласен с фабулой обвинения. Он сообщил, что на следствии компания не заявляла к подсудимому иск о возмещении ущерба, однако намерена это сделать в ходе процесса.

Разбирательство продолжится 13 июня допросом свидетелей. Их в списке обвинения более 30 человек.